Герой, которого нет. Рецензия на фильм «МАЙОР ГРОМ: ЧУМНОЙ ДОКТОР»«Майор Гром: Чумной доктор» – первый российский супергеройский кинокомикс и попытка Bubble Studio запустить собственную линейку фильмов по комиксам издательства Bubble на манер Marvel. К этому фильму студия шла очень долго, занимаясь поисками финансирования и команды несколько лет. Авторы и руководство из Bubble Comics желали сохранить полную независимость влиятельных продюсеров, чтобы иметь творческий и юридический контроль над проектом. И именно с этим аспектом они справились: «Майор Гром: Чумной доктор» – по многим факторам независимое кино, тропы к которому проложила отличная короткометражка Владимира Беседина ещё в 2017 году, всё про того же Майора Грома.
Вот только несмотря на полную творческую свободу, уже имеющийся по короткому метру опыт работы в кино и выбранный самими авторами пример для подражания в виде успешных супергеройских фильмов Marvel Studios, из полнометражного «Майора Грома» ничего путного не вышло. И дело здесь даже не в том, что картине, режиссёром которой выступил клипмейкер Олег Трофим, не хватает оригинальности. Всё же структурно все сольные фильмы о будущих героях одинаковы. Фундаментальная проблема фильма заключается как раз-таки в том, что в «Майоре Громе» нет никакого становления ни супергероя, ни хотя бы героя обычного. Майор Гром или же Игорь Гром – это совершенно обычный полицейский со слабо прописанным характером, ловящий преступников, клишировано раздражающий руководство своими неординарными методами, нежеланием носить форму и работать по уставу.
Структурно «Чумной доктор» – до уже натёртых мозолей в жанре типичное супергеройское кино о становлении героя и силе единства. И нет ничего плохого в том, что авторы фильма взяли за основу истории именно эту схему. Всё же, как показывают те же Marvel уже лет 10, схема то рабочая и к ней можно при желании подойди с необычной стороны, толком не меняя сюжетных рельсов. Плохо здесь то, что ни авторы из Bubble, ни целая гора сценаристов, ни режиссёр Олег Трофим не пытаются что-то выжать из исходного материала. У них всё просто: есть добро, есть зло – герой должен побить в финале злодея и стать народным любимцем.
Да, Майор Гром – не тот герой, от которого зритель будет требовать полётов над небоскрёбами, выстрелов лазерами из глаз и тому подобное. Игорь, в первую очередь, простой человек, одержимый справедливостью, герой одиночка, любящий шаурму больше людей и способный просчитать любую стычку с противником до мельчайших деталей. Но если уж Bubble представляет Грома как супергероя, тогда почему даже намёков на это нет? Супергероем в кино Игоря Грома сделал Владимир Беседин, очень лаконично уложивший в 30-минутный фильм историю персонажа, раскрыв его через экшн и остроумные диалоги.
Меньше всего вопросов вызывает лишь Тихон Жизневский, сменивший Александра Горбатова из короткометражки в роли Игоря Грома. Многим может показаться, что Жизневский то переигрывает, то чересчур пафосный, то вообще не понимает, что происходит. На деле Жизневскому попросту нечего играть из-за слабого сценария, поэтому актёр по большой мере остаётся собой в кадре, изредка выдавая пафосные супергеройские изречения. Игорь Гром – самый слабо прописанный персонаж фильма, который, по идеи, должен быть лидером в повествовании, именно благодаря нему сюжет должен двигаться вперёд, сменять свои ориентиры и подкидывать что-то интересное зрителю. Однако вместо этого Гром попросту слоняется по напоминающему Готэм Питеру, оказываясь раз за разом в нужном месте в нужное время. Жизневский хотя бы не раздражает своим присутствием, в отличие от страшно переигрывающего Сергея Горошко в образе Сергея Разумовского (кальки Павла Дурова из комиксов Bubble).
Да и сам фильм на цельное произведение с трудом походит. Олег Трофим – режиссёр, который очень силён в постановке эпизода. В сотрудничестве с оператором Максимом Жуковым, Трофим создаёт очень красивые мизансцены и анаморфотные кадры, выглядящие очень стильно. Вот только из-за своего клипмейкерского видения у Трофима совсем не получается играть в рассказчика. Сцены «Грома» просто сменяют друг друга прямыми склейками, порой очень грубыми и резкими. Картина не напоминает что-то цельное, она несётся как ураган неизвестно куда и непонятно зачем без малейших намёков на плавные переходы. Фильм буквально начинается с того, как Игорь Гром бежит за грабителями банка и пытается их остановить. Останавливает и зрителя знакомят с кем угодно, но не с главным героем. И так до самого конца.
В должной мере можно похвалить лишь художников картины и её оператора. Глянцево-богатый Санкт-Петербург весь фильм контрастирует с бедными районами города, напоминающими дореволюционные улочки гротескного Парижа. Хотя нарочитая мрачность, напрямую перенятая у Кристофера Нолана авторами, явно проигрывает оригинальной сказочности и кукольному тону у Беседина. Но в целом, все локации разные по архитектуре, размеру и атмосфере, благодаря чему разнообразие и общая прогрессия в истории хотя бы на уровне окружения работает должным образом. Оператор Максим Жуков подобное показывает ракурсами и цветом, отделяя золотисто-рыжие богатые клубы и казино с холодно-синим миром простого народа. Иногда Жуков и вовсе словно слетает с катушек, визуально отсылая некоторым кадрами то на «Расёмон», то на «Телохранителя» Акиры Куросавы, что, как говорится, у своих людей однозначно откликнется в сердце.
«Майор Гром: Чумной доктор» – очень слабый фильм и очень слабый старт для целой франшизы, требующий серьёзных переработок и исправлений ошибок. На одной красивой картине Bubble Studio явно далеко не уедет. Уж что-что, а ещё одна пустоголовая франшиза про суперлюдей народу не нужна, даже максимально попсовый зритель начал уставать от этого. Особенно на фоне «Пацанов» от Amazon, «Джокера» Тодда Филлипса и всё тех же Marvel, старающихся сейчас экспериментировать хотя бы с формой. «Майора Грома» интересно смотреть только с целью выявить все прямые заимствования авторов из других фильмов. Вот начальные титры из «Сорвиголовы» от Netflix, вот город из «Бэтмен: Начало», вот юмореска из «Голого пистолета», а вот… И так можно продолжать и продолжать.
Авторы попытались в оригинальность лишь в одном: вся музыка в фильме русская, в отличие от короткометражки. Однако у Беседина англоязычная музыка была к месту, она усиливала общий драйв и тон сцен, а отсылки на культовые фильмы оставались отсылками и гэгами, а не попыткой переснять как у них там в Голливуде. У Трофима хоть саундлист и состоит из русской музыки, но назвать её подходящей – язык не поворачивается. Сделать хип-хоп и русский реп основой музыкальной темой фильма, даже в сценах экшна – очень спорное решение. Исключением является лишь кавер песни «Перемен» Виктора Цоя из начальных титров. Хотя, если авторы рассчитывают на максимально попсовую аудиторию с маленьким кругозором – визуально и аудиально они попали в точку.
4 из 10