«Предатель» - итальянская криминальная драма о силе духа одного человека, который своими действиями буквально пошатнул стены самой известной группировки под названием Коза Ностра, была выдвинута Италией на соискание премии Оскар в категории Лучший фильм на иностранном языке, но, к сожалению, в шорт-лист не попала, хотя потенциал у картины огромный.
По сюжету один из членов мафии, Томмазо Бушетта, оказавшись в непростом положении во время войны преступных кланов, соглашается на сотрудничество с полицией. Желая спасти семью, главный свидетель обвинения становится настоящим кошмаром для всей сицилийской мафии, дав повод и возможности для нескольких сотен арестов, в числе которых оказались весьма влиятельные персоны преступного мира.
Главной особенностью проекта является тот факт, что создатели целенаправленно ломают сформировавшиеся стереотипы и штампы о мафиозных лидерах, которые в голливудских фильмах обычно представлены как величественные фигуры, наполненные хладнокровием и несгибаемо-стальным характером. А на самом же деле это абсолютно обычные и в какой-то степени даже неприметные люди, которые ничем особым и не выделяются. Конечно, были жестокие, попадались и юмористы, хвастуны, и слабаки, но по внешнему виду все похожи либо на интеллигенцию, либо синих воротничков (рабочий класс), любящие посидеть в барах с кружкой пива в компании друзей. Но, как говорится, в любом правиле есть свои исключения. И как раз Томмазо Бушетта был той самой 'белой вороной', который всегда внешне выглядел очень стильно и строго, встречая различные трудности с высоко поднятой головой, тем самым возвышая статус криминального авторитета, уважающего порядочность и омерту («кодекс чести» у мафии). Бушетта не считал себя пентито (предателем/информатором), так как в ответ сам яростно обвинял других в нарушениях кодекса, потому что некоторые отдельные личности захотели вершить свое «правосудие» без одобрения всей организации. Таким образом он находил оправдания своим действиям, чтобы обвинить, по его мнению, непосредственных виновников в развале Коза Ностры, нарушивших утвержденные правила и принципы своей же организации. Но сразу стоит добавить, что авторы совершенно не романтизируют преступную жизнь и уж тем более не призывают симпатизировать главному герою, потому что даже при всем уважении к его поступку он все равно остается бандитом, убийцей и негодяем, причинившим беды и несчастья многим невинным людям.
В фильме зрители увидят немало достоверных подробностей о различных допросах, станут свидетелями судебных разбирательств и познакомятся с различными терминами, выражениями и особенностями поведения некоторых членов организации, а также узнают откуда вообще появилось слово «мафия», ведь сами преступники сами себя так не называли.
Что касаемо постановки, то она в какой-то степени больше напоминает очень дорогую реконструкцию с точной детализацией необходимого реализма, чем классический формат художественного фильма. Картинка сделана в холодных тонах, и сама постановка выглядит очень строго и без лишних эмоций. (Наверняка, больше всего многих впечатлит однокадровая сцена в салоне машины, которая почти незаметно переносит зрителя с его удобного места перед экраном в кресло автомобиля). События картины развиваются неспешно, но при этом никаких провисаний не наблюдается. Авторы грамотно распределили поэтапное действие всей истории, периодически прерываясь на небольшие отступления в виде коротких флэшбеков. Но особое внимание заслуживает, конечно, актёрский состав, без которого ничего бы не получилось, поэтому, как говорится, хвала им и почёт.
Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что все любители криминальной тематики просто обязаны посмотреть данную картину, но при этом не надейтесь увидеть нечто зажигательное и зрелищное в духе классических голливудских блокбастеров, посвященных мафиозным разборкам. В первую очередь это остросюжетная экшен драма, основанная на реальных событиях, раскрывающая подробности о жизни и смерти самого известного в криминальных кругах информатора. Приятного просмотра.