'Какой пассаж!' - произнёс с придыханием и блеском в глазах изумлённый Яков Петрович ГуроШироко разрекламированная трилогия (а в 2020-ом уже должна превратиться во франшизу, так как ожидается вторая трилогия) в жанре мистического детектива/триллера про молодые годы Николая Васильевича Гоголя по совокупности первых двух частей принесла выпускающей студии 'Среда' приблизительно 15 миллионов долларов, что по меркам российского проката достаточно увесистая сумма. Но, конечно же, создатели трилогии ожидали больший куш, когда на экраны выйдет завершающая третья часть, так сказать, кульминация, где наконец-то зритель узнает, кто скрывался под личиной чёрного всадника и каким же образом Николай Васильевич раскроет это страшное дело напрямую связанное с тёмными силами.
Но, как ни удивительно, как раз сборы от финала трилогии оказались самыми низкими, правда, сумма колебалась в размере нескольких сот тысяч долларов, так что, в принципе, каждая из частей в прибыльном эквиваленте держала свою планку. И всё же некоторое снижение заработка можно объяснить затянутостью трилогии. По большому счёту-то вторую часть 'Гоголя' можно признавать только связующей и промежуточной, мало повлиявшей на общее развитие фабулы, а вот персонажей и тем самым новых параллельных сюжетных линий добавили столько, сколько и не стоило. Создатели явно отводили публику от главной нити повествования - расследования и поиска чёрного всадника будущим великим писателем - так что зрительский пыл несколько охладел.
Но был козырный туз в рукаве сценаристов. Он по-своему виднелся после окончания первой части, после чего все ждали появления понравившегося персонажа, это должно было быть сродни грому среди ясного неба. Однако же, особого эффекта это не принесло, потому что, складывалось такое чувство, что создатели 'Страшной мести' уже с трудом втискивали персонажи и сюжетные линии в один цельный фильм. Из-за чего появлялось чувство того, что при просмотре ты ждёшь скорейшего развенчивания чёрного всадника, кто же там кроется под маской, а вот всё остальное отходило на второй план, так как сильно нагружало. И вот вся интригующая атмосфера спала, спокойно ожидаешь, что там нам приготовили, хоть и с таким количеством персоналий можно было, используя дедуктивные способности, выбрать себе любого на вкус, представив его главным антагонистом.
Не получил развития и центральный персонаж, сыгранный Александром Петровым. Учитывая и признавая его драматический талант, профессиональный подход к созданию образа, всё же развития он не получил, застряв где-то на полпути. В конце концов, испуганный, но храбрящийся образ Николая Васильевича Гоголя перестал вызывать симпатию, и стал восприниматься как нечто само собой разумеющееся. Ни любовная линия с героиней Таисии Вилковой (кстати, которая сыграла откровенно бледно, и её выбор на роль можно назвать ошибкой кастинга), ни его паранормальные способности не воспроизводили должного эффекта. Лишь когда Гоголь приходил в себя и становился доморощенным детективом интерес к нему снова просыпался. Зато с новой стороны открылся герой Евгения Стычкина, у которого был не самый приятный, но зато предприимчивый и безапелляционный персонаж. Олег Евгеньевич Меньшиков вновь показал себя во всей красе царского следователя, образованного, умного и хитрого человека, умеющего скрывать свои настоящие цели. Ну и хорош Ян Цапник в образе запойного врача, который немного добавил даже комичности фильму. А его фраза 'Вы, сударь, сапог и бурбон!', наверное, лучшая во всей трилогии наряду с меньшиковской 'Какой пассаж!'.
Вот и получилось, что финальная часть, кульминационная часть, та часть, к которой всё и велось внезапно превратилась в вокзал ожидания, когда же там откроется нам личность чёрного всадника. Благо, что 'Страшная месть' не утратила дремучей атмосфера, подгона от композитора Райана Оттера состояния саспенса, да и большая часть актёров старательно подошла к выражению образов. И хотелось бы даже поставить довольно высокую оценку '6', что по школьной пятибалльной шкале можно соотнести с оценкой '3 с плюсом', но концовка отбила всю охоту это делать. Появление Павла Деревянко и Аскара Нигамедзянова превратило 'Гоголя' в некое подобие 'Лиги выдающихся джентльменов', но глупое и совершенно ненужное.
5 из 10
P.S.: И всё же есть в трилогии 'Гоголь' свой гражданско-социальный посыл: наверняка после просмотра нашлись люди, которые решили либо познакомиться либо перечитать заново цикл классических рассказов Николая Васильевича 'Вечера на хуторе близ Диканьки'.