Время верить и пугатьсяНам свойственно верить в чудеса и постоянно чему-то удивляться, дабы жизнь не казалась долгой чередой однообразных моментов, неспособных разразиться ярким красочным фейерверком. И тем не менее человек привыкает даже к чему-то совершенно невероятному, если он видит это едва ли не каждый день. В таком случае даже чистого разлива волшебство может превратиться в обыденность, неспособную вызывать сильные эмоции. И тем не менее есть на свете творцы, которые изо дня в день трудятся над тем, чтобы удивлять толпу и поражать ее совершенно новыми, непривычными открытиями. Как пример можно обозначить прогрессивных кинематографистов, не стоящих на месте и старающихся до идеала отточить свое мастерство визуального искусства. Кинематограф с самого своего появление представляет собой необычайный, развивающийся и непредсказуемый аттракцион, способный реализовать даже самые фантастические человеческие мечты. В самом начале своего появление он пугал людей внезапно прибывающим в закрытое здание поездом, вдруг оказавшимся перед аудиторией во всем своем тогда еще безмолвном величии. А когда к развитию искусства двигающихся картинок подключился маэстро Жорж Мельес, поклонники творчества знаменитого писателя Жюля Верна смогли отправиться на Луну, и это оказалось не настолько далеким и несбыточным, как выглядело ранее. Но если кинематограф может претворять в экранную жизнь самые сокровенные мечтания, то для него несложно визуализировать и настоящий кошмар, о котором страшно даже подумать. В особенности жутким и довлеющим над чувствительной психикой оказался фильм Уильяма Фридкина «Изгоняющий дьявола», по-сути первый значимый художественный проект, в страшных красках описавший механику противостояние людей веры с демоном, вселившимся в тело невинного человека. В свое время работа Фридкина наделала немало шума, по части влияния на аудиторию мало чем отличаясь от прибытия поезда или полета на Луну. Однако даже такое значимое произведение, как «Изгоняющий дьявола», способно стать чем-то привычным и отнюдь не таким пугающим, а потому разного рода творцам приходится идти на продолжение творческих экспериментов, дабы удовлетворить публику, ожидающую особых зрелищ. И порой, чтобы добиться желаемого, людей нужно заставить поверить в истину происходящего на съемочной площадке, что как раз и обыграл в своей ленте «Час дьявола» режиссер Дэмиен ЛеВек.
Итак, сюжет фильма знакомит нас со смекалистым парнем по имени Макс (Райан Гузман), который реализовал свою давнюю задумку и стал выпускать интригующее сетевое шоу Час очищения. В отличии от других блогеров, аналитиков и журналистов-любителей, рассуждающих на привычные злободневные темы перед камерой, Макс решил, что называется, рубить с плеча и воевать с демонами самой Преисподней, которые прибывают в наш мир и вселяются в тела невинных людей. Но в отличии от героев фильма «Изгоняющий дьявола», которые имели настоящий опыт экзорцизма, Макс ничем подобным похвалиться не может. Зато предприимчивости у него хоть отбавляй. Заручившись поддержкой друзей, накупив всевозможной бутафории и проработав образ некоего таинственного мессии, Макс без проблем завладел вниманием зрителей, поверивших в его избранность и великую борьбу против извечного зла. И довольно долгое время Максу удавалось создавать качественный контент, пока вдруг совершенно неожиданно на студию не проник настоящий демон…
Получив немало бесценного опыта в монтажной комнате, где в его руках побывало предостаточно довольно известных фильмов, Дэмиен ЛеВек для начала реализовал своей дремлющий режиссерский потенциал в короткометражной ленте «Час очищения», после чего уговорил продюсеров помочь ему в развертывании оригинальной идеи до полнометражного формата. Таким образом, «Час дьявола» своими корнями уходит именно в «Час очищения», и отдельно стоит здесь заметить, что обе работы в английском переводе обозначены идентично. Конечно, никто не собирался давать ЛеВеку бюджет в размере нескольких десятков миллионов долларов, однако такие траты для «Часа дьявола» были бы точно лишними, потому что сама концепция истории представляет собой камерное зрелище с особой концентрацией совершенно непредсказуемого ужаса в лице демонической сущности, невесть откуда появившейся на съемочной площадке. От фильма не стоит ожидать неких особых откровений или глубокомысленных философских рассуждений, как в том самом «Изгоняющем дьявола», но все же определенные дельные мысли в сюжете просматриваются и это уже делает «Час дьявола» далеко не самым проходным зрелищем. Дэмиен ЛеВек по максимуму использует проблематику современных блогеров, а также их зрителей, которые отказываются верить тому, что показывают по за ангажированному телевидению, и одновременно с этим готовы внять всему, что показывают по интернету всевозможные сомнительные личности, старающиеся казаться своими в доску ребятами, коим нечего скрывать и просто хочется поделиться с аудиторией своей правдой. Создатели фильма ловко иронизируют над современными культурными веяниями и буквально посмеиваются едкой иронией над жаждущими лживой правды людьми, которые хотят чего-то нового, удивляющего, непредсказуемого, но при этом с легкостью позволяют себя обманывать. И благодаря подобным смысловым мотивам «Час дьявола» здорово выделяется на фоне «Последнего изгнания дьявола» и прочих схожих по наполнению фильмов, которые боятся выйти за рамки и показывают лишь классический вариант сюжета с различным визуальным дополнением, которое не всегда может похвастаться каким-то особым уровнем свежести.
Несмотря на свой небольшой бюджет и ограниченность режиссера в выборе локаций и прочих технических аспектов, необходимо отметить, что «Час дьявола» все же выглядит не настолько скромного и по-любительски, как может представиться. Режиссер поступил прозорливо, когда отказался от повсеместного использования компьютерной графики, на должную реализацию которой в лаборатории спецэффектов необходимы серьезные деньги. Вместо этого ЛеВек положился на приемы старой школы и там, где это возможно, полагался исключительно на практические эффекты, а также грим, при помощи которого можно было показать натуралистичный ужас. Конечно, нельзя не отметить, что в паре сцен режиссер все-таки пользуется примитивными графическими инструментами, но главное здесь то, что ЛеВек знает, когда такое можно использовать и не спекулирует на том, что может разрушить, по сути, главный режиссерский проект на начальном этапе карьеры постановщика. Безусловно, «Час дьявола» не претендует на особые художественные лавры, и все же он по крайней мере старается быть честным, не берет на себя то, чего не стоило, пытается удивить интересным развитием истории и при этом не забывает пробудить в нас скептиков, которые проверяют полученную информацию, не собираясь при этом слепо верить каждому маргиналу, засевшему в интернете и якобы изрекающему истину.
В итоге хочу сказать, что «Час дьявола» с иронией относится к нашему постоянному желанию чем-то удивляться и вместе с тем не забывает привнести в сюжет определенные драматические новшества, благодаря которым мы получаем возможность увидеть весьма нестандартный фильм об изгнании демонической сущности. И вроде бы ничего переворачивающего с ног на голову устоявшиеся жанровые каноны на самом деле здесь нет, а история все равно смотрится с интересом и по крайней мере нельзя сказать, что просмотр окажется зря потраченным временем.
6 из 10