Мечта, оставшаяся в коробке со спичками Этот фильм можно описать словом «вниз». Название картины – сленговое обозначение обитателей ряда рабочих кварталов, так сказать, сниженная лексика. Сам квартал находится в долине, внизу, у подножья холма, на котором, видимо, живёт народ посолиднее. И двух главных персонажей – подростков Кагальеру и Молотеко – жизнь в квартале постепенно тянет вниз. От клоунского представления в автобусе, которым начинается фильм, до криминала. Что удивительно, криминал постоянно перетекает из одной формы в другую, будто Кагальера, как бурный, бьющий ключом молодой поток воды, пытается обрести некую форму в мире одной из окраин Мехико, но вместо этого лишь наполняется размытой вокруг себя грязью.
Спичечный коробок. Что может быть дешевле, меньше и обыденнее? Но не на пачке денег, а на коробке спичек Кагальера увидел свою мечту – цирковое шоу в Лас-Вегасе. Общительность, чуткость в отношении других людей сделали бы из этого паренька прекрасного артиста. Но этому артисту хочется успеха уже здесь и сейчас, прямо на узких улочках, заполненных уставшими рабочими. Которые не будут играть с тобой в благодарных зрителей. Стремление выбраться «из этой помойки» и артистичная натура, подсказывающая выход в своего рода игре со взрослыми. «Переиграть» авторитетов – агрессивного и пьющего отца, поколачивающего жену с детьми, а также мясника – неформального главу района, ведущего достаточно успешный бизнес. И чем решительнее неопытный актёр вступает в эту игру, тем он выглядит нелепее, слабее и меньше, будто бы сжимаясь до размеров того самого спичечного коробка, в котором он оставил свою мечту.
Режиссёр Гаэль Гарсиа Берналь замечательно раскрывает характеры даже второстепенных персонажей фильма, отчего всё нарастающий темп фильма нисколько не утомляет, а заставляет замирать сердце зрителя в самых драматических эпизодах, подобных собранию людей на площади. За общей динамикой действительно мощного сценария можно и не разглядеть одну из самых тонких линий сюжета – отношения Кагальеры с его девушкой Сухили, которые на каком-то далёком уровне отражения, будто бы преломлённые десятками лет разницы в возрасте, повторяют отношения родителей Кагальеры. Взгляд Сухили в финальной сцене такой же, как и взгляд матери начинающего клоуна в роковую ночь. Не по-женски суровый. Взгляд женщины, увидевшей всю мелочность того, кто мог бы быть её мужчиной. Мелочность размеров спичечного коробка, которой может хватить на несколько дней, но далеко не на годы совместной жизни.
7 из 10
Оригинал