К фильму я был изначально настроен крайне негативно. Во-первых, разумный зритель уже давно ничего не ждет от русского кино, особенно фантастики. Если кто-то и берется за него, то изначально с позиции "посмотреть на цирк уродов", чтобы получить изощренное злое удовольствие от созерцания того, как наши пробивают очередное дно. Во-вторых, я просто ненавижу Бондарчука и Акиньшину, а этот фильм целиком вращается вокруг них. То есть у фильма никаких шансов в моих глазах не было. Но случилось чудо – актеры справлялись и не раздражали, и в целом фильм оказался не таким дрянным, как можно было ожидать. Все-таки в последние годы в стремлении догнать и перегнать Америку у наших киношников начало что-то получаться – сначала научились изображать экшен, затем подтянули графику и наконец дошли до грамотной работы с той самой "атмосферой", которую трудно разложить на словах, но которая так четко отличает настоящий фильм от любительской поделки на психоэмоциональном уровне. "Спутник" было не стыдно смотреть. Он намного лучше всяких там "Черная молния", "Защитники", "Притяжение". Просто не сравнить.
Что понравилось. Отличная работа со светом, камерой, звуком. Смотрится сочно, объемно, тут вообще никаких нареканий, красиво сняли. Понравилась деконструкция некоторых сцен, например вот вам показывают человека под гипнозом и тут же оказывается, что ерунда это всё и короче расслабься, зритель, никакого гипноза не бывает. В этот момент понимаешь: "Ого, а они не использовали клише, грамотно разрушили сцену и построили на этом человечную экспозицию". Еще пример: в начале говорится, что пришелец глухой, но далее по сюжету он реагирует на звук, и если бы это так и оставили, то это была бы здоровенная сюжетная дыра, каких и в американском кино полно. Но авторы вложили одному из персонажей комментарий, что существо-то развивается и теперь может слышать. Это простой и очевидный ход, который разом закрывает дыры и решает фанатские споры. Почему его так редко используют?
Вот по таким мелочам молодцы.
Однако к минусам.
- В диалогах персонажи иногда несут откровенную чушь. Фраза "Я и есть это существо, только без моральных принципов" – это полнейший бред. Я понимаю, что тут хотели сказать, но эта фраза была написана совершенно безграмотным идиотом, не способным двух слов связать.
- Сценарий слабый, в нем есть явные самопротиворечия. Как мы узнаем ближе к концу, генерал не собирался лечить космонавта, он хотел создать оружие. Но в таком случае зачем ему было выписывать такую особенную врачиху, которая за каждого пациента героически борется?
- Зачем космонавт устраивал свой нелепый побег в середине? Бежали-то не с базы, а просто в соседнюю лабораторию, на результаты посмотреть да поболтать. А это того стоило?
- Конкурирующий доктор ненавидел героиню, но внезапно передумал и просиял к ней - почему?
- Космонавта держат по ночам в камере за бронированным стеклом, хотя на самом деле в личном номере, хотя на самом деле увозят на тележке на кормление алиена зэками. Как это понимать?
- Зачем персонажу Акиньшиной показывали сцену кормления зэками? Тем более дважды. У этого были последствия, да, но проблема в том, что причины не было. Ей не хотели это показывать изначально, и передумали почему, зачем?
- Она хочет везти космонавта с инопланетянином в Москву, чтобы там их квалифицированно разделить – и она не понимает, что собирается притащить в сердце страны монстра, который питается страхом и убивает людей на раз? Мы говорим о враче, который за людей горой. Не верю.
Но основной минус в другом: в сюжете нет какой-то цели, история не направлена к какому-то внятному итогу, морали, у персонажей нет арок. Проще говоря, в истории не удается выделить, о чем она. Вот есть момент, когда космонавт начинает изрекать такие вещи, которые не должны быть ему свойственны, – он хочет выжить любой ценой, жертвуя ради этого всеми вокруг. И тут зритель думает: "А что если это говорит сам инопланетянин, уже полностью подчинивший разум человека, в которого докторша уже влюбилась и теперь не оценивает ситуацию?" Это был бы интересный ход. Но затем выясняется, что нет, космонавт говорил это сам. Так может это фильм о нравственном падении в экстремальной ситуации? Но нет, мораль не вырисовывается. Затем он то хочет сбежать, то не хочет, и его надо теперь мотивировать выполнить тот план, на котором он сам же настаивал день или два назад. От монстра то избавляются, то сотрудничают. Персонажи - то герои, то им плевать на всех. Акиньшина в одной сцене то жалеет зэков-маньяков, ведь они тоже люди, а то пускает в расход солдат-срочников, которые вообще ни в чем не виноваты.
В итоге я не понимаю, о чем это произведение.
Сюжет "паразит охмурил докторшу и перехитрил людей" можно было бы понять, удивиться, извлечь из него мораль.
Сюжет "монстр и злой генерал погубили кучу народу" был бы простеньким, но это все еще работает для своего жанра.
Сюжет "плохой не монстр, а плохие мы" - избито и такие фильмы уже были, "Стальной гигант" например, но это могло выстрелить еще раз.
Но вместо этого у нас получается сюжет "космонавт сам не знает, чего хочет" и это не ведет ни к чему. Вообще. Эта история непересказуема, потому что в ней отсутствует идейное ядро. Пленный космонавт врет всем вокруг и замышляет предательство родины, а своего паразита уважает, плохой генерал рискует башкой, чтобы сохранить тому жизнь, а хорошая докторша готова рискнуть человечеством, чтобы вот такой мужик получил возможность забрать сына из детдома. Ну это же бред. Во всем этом видно наше истинно русское метание духа во все стороны - готовность поступить одновременно и так, и наоборот, везде успеть, всё перестрадать, со всеми передружить и перессориться. Гнаться за всеми зайцами. Фильм не смог сделать выбор, о чем он.
Но даже при всем описанном я бы не готов был сказать, что фильм прямо уж плохой, особенно для отечественного кино. Хотя бы потому, что его интересно смотреть, он увлекает, он не скучный, он красиво поставлен. В западных фильмах тоже бывает много дыр, но мы часто готовы их прощать просто потому, что получаем удовольствие, нам нравится следить за событиями, за картинкой, за героями. И я бы принял этот фильм даже с его скомканным содержанием, если бы не одно но.
Есть одна деталь, которая четко подвела для меня черту. Тут по сюжету умирает целая куча солдат, которые просто выполняли свой долг и ничего не решали. Умирают они, сражаясь с опасным инопланетным чудищем, но не как герои, а как пешки, которым даже не предлагается симпатизировать. И эту резню спровоцировали главные герои, не чувствуя при этом никаких мук совести. Так делать было нельзя.