Друзья Петя и Стас – студенты-медики, будущие психиатры. Первый это бунтарь-нигилист, не лишенный ярких способностей, но готовый вмиг погубить их на корню из-за своей постоянной тяги к дурости, второй – «правильный» домашний мальчик, который привык делать всё, как положено. Несмотря на существенные различия, они крепко дружат, но их отношения дают трещину, когда Петя внезапно вступает в интимные отношения с мамой Стаса, Катериной Сергеевной, тем самым разрушая уютный и привычный мир своего товарища.
Родившийся в семье известного художника-карикатуриста и врача-психиатра по профессии Андрея Бильжо, Антон уже пробовал свои силы на поприще режиссуры, сняв в 2016 году картину «Рыба-мечта». Его вторая лента всё ощутимее передает влияние профессиональной деятельности отца и как постановщик он явно растет – историю умеет рассказывать, неплохо работает с актерами, ритм держит, занудством не злоупотребляет, но назвать «Амбивалентность» сильно выдающейся работой пока не выходит. Сценарий картины уж слишком навязчиво и порой даже примитивно вдалбливает зрителю на конкретных примерах определение вынесенного в заглавие термина (статья в «Википедии» гласит, что амбивалентность – это двойственность (расщепление) отношения к чему-либо, в особенности — двойственность переживания, выражающаяся в том, что один и тот же объект вызывает у человека одновременно два противоположных чувства), всего лишь играя на контрастах и забывая внятно прописать мотивацию персонажей и все тонкости их взаимоотношений.
По большей части, кино просто ставит публику перед фактом: вот Петя, он выпендривается, потому что выпендривается, но внезапно берется за ум; вот Стас, он прилежный и правильный маменькин сынок, но в нем заложен мощный эдипов комплекс, от которого может слететь кукуха; а вот Катерина Сергеевна, которой поплохело в застрявшем лифте от клаустрофобии и лучшим средством от панической атаки в её случае оказался секс с 20-летним парнем, который не пойми как вылился не то в любовь, не то в похоть, большее авторами не уточняется. Таким образом, от исследования двойственности вещей и гибкой природы человеческой натуры, изменяющейся под напором сложных обстоятельств, Бильжо больше тянет в банальную мелодраму о любовном треугольнике, пускай снятую с изрядной долей мрачняка и претензией на философский проблемный артхаус.
Но основная шероховатость заключена не в путаной жанровой принадлежности, а режиссерском подходе, поскольку даже стандартную мелодраму способно облагородить тонкое и нюансированное внимание к важным деталям. Бильжо реализует сценарий не как психолог, а как психиатр, он не изучает внутренний мир своих героев и их мотивации, а просто фиксирует патологические изменения в состоянии, будто анамнез составляет для грядущей госпитализации. То, что у него получается в итоге, больше напоминает иллюстрацию к выражению, что психиатры и пациенты порой различаются исключительно наличием халата, а дико спорный во всех отношениях финал вообще ставит невнятное многоточие в этой истории, которая задумывалась как психологическая притча, а оказалась тривиальной лав-стори о запретном романе, с последствиями которого не смогли справиться безэмоциональная дама и два великовозрастных инфантила.