Когда темно даже при светеВчера я впервые за долгое время посетил кинотеатр, чтобы посмотреть работу режиссера Ари Астера. Несмотря на хвалебные отзывы критиков, которые доносились до меня то из радиоприемников, то со страниц интернета, я был далек от мысли, что фильм произведет на меня какое-то очень сильное впечатление. Или тем более заставит неуютно себя чувствовать.
В подростковом возрасте я был поклонником фильмов ужасов, но уже лет 15 я этим жанром практически не интересуюсь, поскольку ничего стоящего уже давненько не видел. Исключением для меня стала новая экранизация творения Стивена Кинга «Оно», но ее нельзя сравнивать с «Солнцестоянием», это совсем другое кино. В любом случае, для себя я сделал вывод, что надо повнимательнее относиться к новым саспенсам, поскольку уже двум фильмам за год в этом жанре я могу поставить положительную оценку. Пусть даже эти две работы совершенно не похожи друг на друга.
Итак, о «Солнцестоянии».
Первое, что поразило — это то, как запросто создатель фильма адаптировал довольно глубокий по психологизму и технике исполнения фильм в голливудскую упаковку. Я увидел, как можно органично сочетать элементы рядового хоррора (из разряда «Музея восковых фигур» с Пэрис Хилтон, который вспомнился мне в одной из сцен) с работами уровня Ларса фон Триера и местами даже Тарковского (визуальный ряд с дорогой и перевернутой камерой мне почему-то напомнил «Сталкера», и «Необратимость» Гаспара Ноэ). «Ларчик», оказывается довольно просто открывался.
Астер попросту поместил типичных для американских хорроров героев в Триеровский визуальный ряд. Сравнение с датчанином я применяю для простоты понимания. Астер показал свой почерк и в моих глазах является самобытным творцом.
Что касается героев, то здесь самый типичный набор, как говорится «по классике». 1) Главная героиня, которая «не в себе»; 2) весь из себя положительный, но довольно мягкий до бесхарактерности парень героини; 3) афроамериканец (к тому же любопытный); 4) дурачок; 5) еще один персонаж тоже вполне типичен, но о нем говорить не буду, чтобы не спойлерить. Можно упомянуть о достойной игре актрисы, сыгравшей главную женскую роль. Выглядело очень убедительно и ни разу не возникало ощущения искусственности.
Поведение всех героев предсказуемо в большинстве сцен и подчеркнуто типично. «Дурачок» регулярно шутит, героиня словно «что-то чувствует», ее парень регулярно тупит. Заштампованность основных характеров может вызвать обоснованное недоумение. Но ведь все это на фоне ошеломительного визуального ряда, первоклассного саундтрека и неторопливо перебираемых сцен с вытянутыми паузами. Все герои медленно спускаются в атмосферу первобытного ужаса, но продолжают играть свои заурядные роли. Временами мне казалось, что создатель фильма просто играет со зрителями. Водит за нос голливудской упаковкой, при этом погружая основных персонажей, а главное, нас самих, в лихорадочный, но в то же время липкий и мутный на фоне ясного неба, кошмар.
Действие в фильме то и дело замирает под тягучим эмбиентом, на фоне завораживающей красоты природы. Некоторые самые страшные сцены раскрываются постепенно, заставляя зрителя ерзать в кресле. На фоне странных языческих молитв и песнопений это создает эффект бэдтрипа, о котором несколько раз упоминают герои, пробуя местные травы и снадобья. Я не мог отделаться от мысли, что смотрю фильм глазами Дэни (главная героиня), пребывая в полудреме от постоянного приема снотворных, антидепрессантов и наркотических веществ, что в сочетании с умелой работой оператора напомнила мне еще один фильм Гаспара Ноэ — «Вход в пустоту», — но уже с совершенно другим эффектом — «кошмара». Конечно, это работа настоящего мастера, в которого вырастает Ари Астер. Ведь атмосфера в фильмах и должна создаваться сочетанием образов, а не схематичной сюжетной линией.
Без сомнения, в работе Астера заложено второе дно. Вдумчивого зрителя ужаснут не кровавые сцены, а поведение людей из общины, куда попали главные герои. Оно только на первый взгляд кажется противоречивым. Мы видим как безудержный смех и веселье соседствует с истерическими рыданиями и хладнокровием палачей. Но таков и есть человек. Мы сотканы из противоречий и под личиной цивилизации скрываем своих внутренних демонов, но ведь на самом деле они никуда не деваются.
В чем отличие языческих культур от современных? В том, что сегодня часто убивают себя и других как бы спонтанно, а они делали это организованно, по расписанию природы и со знанием дела. При этом кратковременные эмоции в них сменяются спокойной и уравновешенной улыбкой довольного жизнью человека. В этом и состоит гармония человеческой личности, которую Астер припарировал на фоне природных красот. Концовка фильма только подтверждает мою версию. Человек приговорен быть таким самой природой. В этом его естество.
После просмотра фильма иначе хочется оценить личную трагедию Дэни, которая раскрывается в начале киноленты, по всей видимости в период зимнего солнцестояния. Нам кажется, что это трагическая случайность, но по итогу она все больше напоминает естественную закономерность.
Отмечу замечательную обложку афиши. Вызывает искреннее любопытство и емко отражает содержание.
9 из 10