Гимн коллективному бессознательномуРецензия на фильм «Солнцестояние», 2019, реж. Ари Астер
Гимн коллективному бессознательному
В центре сюжета — несколько друзей-студентов, решивших посетить праздник летнего солнцестояния в Швеции по приглашению друга. Компания друзей в центре хоррор-картины, пожалуй, одно из немногих клише, которые удастся заметить в ленте Ари Астера. Что касается отличий от других представителей жанра (а их предостаточно)- это, в первую очередь, колоссальное количество света в кадре, все действия происходят среди ярко освещенного солнцем экстерьера. И это действительно удивляет, ведь таким образом ломаются все ожидания. Зло в «солнцестоянии» не прячется, а победно торжествует, принимая неклассические формы.
Главная героиня Дани, потеряв семью, остаётся одна. Единственный, кто у неё ещё остался — Кристиан, который не может оставить Дани скорее из чувства долга, нежели из каких-либо других побуждений. Дани психически не стабильна и травмированна, на что есть причины, однако, поддержки — то, чего она так желает, ей не достаётся. Кристиан эмоционально сух, он не умеет показать сочувствие и сопереживание, тем не менее Кристиан — единственная соломинка, за которую держится Дани, чтобы не впасть в отчаяние.
Приехав в Швецию, компания сталкивается с общиной хорга, живущей в строгом соответствии с многовековыми традициями. Постепенно, из пассивных зрителей, приезжие становятся участниками ритуалов, что оборачивается культурным шоком и возрастающим напряжением. Оторванность от мира и привычной цивилизации сначала очаровывает, а затем пугает.
Главные герои выросли среди индивидуализма, создающие крошечную и очень нестабильную ячейку общества. Представители же хорги — коллективный интеллект, который, подобно океану, угрожает подбросить и потопить маленький плотик Дани и Кристиана.
Ари Астер уже показывал в «Реинкарнации» слабость и беспомощность семьи перед хтоническим, древним, культовым. Так и в «Солнцестоянии» Дани и Кристиан оказываются в уязвимом положении.
Как охарактеризовал жанр фильма режиссёр, это «экзистенциальный хоррор». И действительно так, пугающим здесь выступают не монстры под кроватью, а напряжённость ожидания и муки выбора. Да, здесь будут жертвоприношения, наказания в соответствии с древними обычаями викингов, однако это — оттенок, но никак не главный мотив. Нога, закопанная в землю — лишь часть декораций в театре жестокости.
Мы наблюдаем отказ от индивидуализма с его скупой эмоциональностью и обособленностью в пользу коллективного, явно имеющего все преимущества, существующего в форме общины, в которой переживать, радоваться, смеяться и страдать будут только вместе, разделяя и удваивая. Так, потеряв семью Дани, находит больший отклик и признание в чужой и враждебной общине, чем в Кристиане, которому не удавалось заполнить её пустоту. Хорга разрушает жизни всех прибывших, меняет их. Дани, наконец, перестаёт винить себя в своих эмоциях, давая им выход. Финал — это действительно та черта, под которой происходит суд индивидуализма, как подчинение необходимости, и выбор. И это действительно страшно. Сжатая спираль распрямляется, освобождаясь. Дани выдыхает и улыбается.