Немногие зрители могут заметить те изменения, которые происходят в жанре ужасов. Если прежде фильмы ужасов пугали либо пугающими образами того неведомого зла, либо резкими моментами, то современные тенденции сводятся к пугающей атмосфере, в которой зритель, как и наблюдаемый им персонаж, оказывается затянут в ловушку неизбежного страха или, по крайней мере, шока. С такой тенденцией выступил Ари Астер со своей сенсационной дебютной работой «Реинкарнация», и которой продолжал следовать в своем новом фолк-хорроре «Солнцестояние».
Синопсис После пережитой семейной трагедии студентка колледжа Дани, чтобы отвлечься от пережитого горя и наладить и без того натянутые отношения со своим парнем Кристианом, отправляется вместе с ним и его друзьями-антропологами в Швецию, чтобы принять участие народном фестивале Солнцестояния. Поначалу безобидное театрализованное представление превращается в настоящий кошмар, когда Дэни с друзьями понимают, что оказались втянуты в кровавый языческий ритуал.
Игра актёров Обычно в фильмах ужасов оценка актерской игры уходит на второй план, поскольку перед исполнителями, как правило, стоит только одна задача — напугать зрителя. Однако, как и в случае с «Реинкарнацией», сама формула ужасов служила инструментом для вскрытия подноготных проблем главных героев, что послужило более выразительному проявлению актерского таланта на экране. Здесь, в первую очередь, хотелось бы отметить исполнение Флоренц Пью в роли Дани, девушки, пережившей поистине страшную трагедию, к тому же нагрузившую себя запутанными отношениями с молодым человеком, а посему нуждающейся в эмоциональной и физической разгрузке, которую она получает весьма нетривиальным способом.
Режиссура Выпустив на экраны свой полнометражный сенсационный дебют, Ари Астер заявил о себе как по-настоящему талантливый режиссер, обладающий своим собственным авторским подходом и стилем работы, а с выходом «Солнцестояния» закрепился в качестве мастера психологического сюрреализма. Как и в случае «Реинкарнации», Астер выстраивает атмосферу страха не за счет резких моментов или кошмарного вида привидений и демонов, а за счет постепенного нагнетания дискомфортной обстановки, в которой находятся его герои. Собственно, фильм начинается как обычная психологическая драма, в которой нет даже малейшего намека на то, что будет дальше. Конечно, этот подход не новый, но он всегда был эффективен. И, наконец, стоит похвалить режиссера за его целенаправленное нарушение всех правил и стереотипов, сложившихся за долгие годы в жанре ужасов. Если в хорроре действие, как правило, происходит ночью или просто в темноте, то здесь весь экран заливает лучами солнца, которое для героев не будет таким дружелюбным. Если в ужастиках привыкли эксплуатировать женскую наготу, Ари Астер решает, что пришла пора мужской, если вспомнить весьма смелую сцену с участием Джека Рейнора. Поэтому стоит надеяться, что будущие работы Ари Астера также будут отличаться нарушением устоявшихся традиций, изобилием скрытых знаков и зловещей обстановкой.
Сценарий Зрители, смотревшие «Реинкарнацию», наверняка, помнят, как был выстроен сюжет фильма, когда неспешное развитие действие, изобилующее спиритическими сеансами, расследованием прошлого своим родственников, в итоге рушится напрочь, оставляя зрителя с шокирующим финалом, который, с одной стороны, предает все зрительские чувства и надежды, а с другой, не может не восхищать этим. Почти то же самое происходит и с сюжетом «Солнцестояние». Главная героиня Дани недавно пережила действительно жуткую семейную трагедию. Ко всему прочему она пытается сохранить натянутые отношения со своим парнем Кристианом, который втайне от нее обсуждает со своими дружками возможность бросить ее. Катализатором этого психологического напряжения становится поездка в Швецию, которая должна была стать безобидным знакомством со старинными обычаями шведов. Поначалу все действительно выглядит умиротворенно. Но подспудно чувствуется, что эта поездка готовит что-то жуткое, что-то жестокое, что-то, что сломает героев и изменит их. И вот первым серьезным предзнаменованием становится древний ритуал «аттеступа», который пугает и отвращает сочетанием полного равнодушие, хладнокровной жестокости и искренней веры в важность происходящего. С этого момента сюжет пускается в водоворот событий, о которых рассказывать не имеет смысла, но сказать можно одно — это зрелище зритель не забудет.
Итог «Солнцестояние» — это во всех смыслах нетипичное жанровое кино, поскольку противоречит установившимся стандартам. Возможно, он не настолько гипнотически пугающий, как «Реинкарнация», но он определенно завораживающий и шокирующий. Та смесь атмосферы безумия, безысходности и зловещего хладнокровия не может не спровоцировать обычные мурашки по коже. Поэтому этот смело рекомендую к просмотру.
10 из 10