Огниво«Коллектив большой, народ квалифицированный, работа проделана большая, у меня лично сомнений нет, это дело так не пойдет». Эта фраза товарища Огурцова из «Карнавальной ночи» (1956) емко и точно отображает впечатления от просмотра «новогоднего» блокбастера постановки Алексея Нужного. «Огонь» получился зрелищным, но крайне неровным фильмом, фантасмагоричным и одновременно претендующим на статус достоверного. Все аннотации и посвящения пожарным, разговоры о широком применении услуг профессиональных консультантов при работе над картиной, кажутся странными на фоне творящегося на экране абсурда. По глубине переработки законов физики и логики «Огонь» может посоперничать с лучшими образцами голливудских фантастических фильмов. По их же шаблонам и построена и его структура.
Звездные имена на афише. Здесь с этим все в порядке. В ролях: вездесущий Хабенский, суровый Смоляков, юморной и задорный Янковский, странноватый Сухоруков, миловидная Милославская, жилистый торс Курцына (ничего не имею против актера, но он явно становится заложником амплуа накачанного туловища). Список можно продолжать бесконечно. Из относительно новых лиц, выделил бы Тихона Жизневского, сумевшего запомниться и пробиться сквозь плотные ряды забронзовевших звезд первой величины. Правда вопросы к кастингу все же остаются. Непонятно, например, зачем была приглашена на эпизодическую роль роженицы Горбачева, явно диссонирующая с глухой таежной деревней…
Зрелищные пафосные сцены и привнесенная им в жертву реальность. Увы, в стремлении выстроить настоящий блокбастерный визуальный ряд, авторы фильма окончательно потеряли связь с миром, ушли в псевдореальность. Глупые пафосные сцены, включенные в картину только ради красивого кадра (выход героини на взлетную полосу, личное пилотирование гидросамолета замминситром, парашютные прыжки с гитарой и т.д. и т.п.) представлены в изобилии. В этой реальности возможно все: проход нагишом сквозь открытый огонь без особых последствий, часовые стояния всей деревней на опушке горящего леса, роды в пылающем автобусе и героический прием на себя многотонных масс воды из самолета. Суперлюди с суперспособностями. В фильме явный передоз с драматургией, что, прежде всего, говорит о качестве сценария. Все сошлось в одной точке: вселенский пожар, деревенская свадьба с мордобоем, эпилепсия дочери главного героя, сломанный вертолет, роды, потеря инструментов для тушения... Операция по спасению детей, со слезовыжимательной безупречной визуальной картинкой, вообще может претендовать на премию Дарвина (кто-нибудь может объяснить, почему все эти манипуляции с погрузкой-выгрузкой вертолета нужно было производить посреди горящего леса в луже керосина, а не в деревне?)
Героическая гибель ради благого дела. Обойдемся без спойлеров. В картине гибнут лучшие из лучших, хотя, если учитывать совокупность сценарных обстоятельств, можно сказать, что обошлось почти без жертв. Страдают только люди. Диких и домашних животных, за исключением одинокой деревенской коровы, видимо вовремя успели эвакуировать. Да и странно бы было видеть их в лесном пожаре, учитывая, что почти каждый зритель накануне получил поздравительную открытку с забавными зверюшками в новогоднем антураже.
Пафосный саундтрек. Здесь традиционно наиболее ярко проявляется двойственность отечественных блокбастеров. Авторы все никак не могут определиться в принадлежности своего детища, миксуя западные, советские и современные отечественные музыкальные композиции. Все скреплено единой темой в духе Ханса Циммера. Аляповато, но терпимо.
Что имеем в результате? Самый сомнительный в плане рейтингов фильм 2020 года. Авторы фильма, копируя формулу идеального блокбастера, превратили его в сказочный кино-аттракцион по мотивам реальной жизни. Произведение ради кассы, а не ради зрителя. Ключи же к кассе уже давно подобраны. Только в атмосфере новогодних праздников и соответствующего благостного некритичного настроя картины подобного плана могут зайти массовому зрителю. Случись премьера в другое, менее сказочное время, и мы бы увидели совсем другие рейтинги. Жаль, что стремление создать кино под это новогоднее настроение убило весь его потенциал как художественного произведения. Сама идея фильма крайне интересная, и при адекватном исполнении и имеющихся технических возможностях могла получиться шедевральная честная драма, достойная подвига профессии. Просто надо было отказаться от щадящей зрителя псевдореальности и возрастного рейтинга 6+. Но это было бы уже совсем другое, не новогоднее кино…