Да, да, есть какое-то странное поведение, присущее некоторым людям: я буду дома жить в, извиняюсь, дерьме и позоре, но на публике носить буду исключительно дизайнерские вещи. Желание выставить свою жизнь на показ (или, вернее, продемонстрировать свое материальное состояние в более ярком свете, чем на самом деле) становится настоящей притчей во языцех: эх, сколько судеб несчастного «офисного планктона» разрушил подобный «пир во время чумы». Как бы соседи не подумали, что нищеброд. Возможно, именно таким людям и адресована «Жадность» - новая сатира Майкла Уинтерботтома. Концептуально фильм неплох и даже напоминает чуть более доморощенную версию «Волка с Уолл-Стрит», однако всё же чего-то творению Уинтерботтома не хватает – скорее всего прозорливости и, как бы не уверял в обратном постер с щеголяющем акульей улыбкой Стивом Куганом, «зубов», чтобы перемолоть те или иные откровения о мире больших денег.
Стив Куган же играет Ричарда Макриди (простите,
сэра Ричарда Макриди) – воплощение понятия «жадность». Человек, основавший выдуманный бред
Monda, вероятно, основан на вполне реальном миллиардере сэре Филипе Грине, однако на ум почему-то приходят образы, описанные ещё Гоголем в «Мертвых душах». Макриди, как и его реальный возможный прототип и коллеги из русской классики, превратил труд рабочих из развивающихся стран в продукцию паразитных дешевых магазинов и сделал на этом миллионы. Пора и честь знать: миллиардер собирается отдохнуть с бывшей женой и вообще своей большой семьей на греческом острове Миконос, устроив вечеринку, посвященную своему шестидесятилетию.
После вводных сцен, полных самовосхваления антигероя и демонстрации его подноготной в качестве ловкого афериста, раскрывают ещё одну центральную личность фильма – незадачливого писателя Ника. Ник снимает, эээ, смутную документалку о миллиардере, по пути беря интервью у важных персон из жизни Ричарда Макриди, проникает в детали биографии коварного богача и так далее.
Уинтерботтом указывает пальцем на всех современных миллионеров, используя Макриди в качестве метафоры. Таким образом, используя и легенду об Эдипе (кстати, роль сына-социопата миллиардера играет подающий надежды актер Эйса Баттерфилд), Уинтерботтом намекает и на тему судьбы: в какой-то степени, вместе с очевидными отсылками к мифологии и «Гладиатору» Скотта, она превалирует над другими идеями. И при этом очевидность схемы – это не столько проблема, сколько воплощение значимости связей, в том числе и закрывающая плашка, повествующая о неравенстве людей, миллиардерах и качестве труда в развивающихся странах. Это немного странные откровения, учитывая, что «Жадность» почти не заходит на эту тему, предпочитая оставаться в зоне какого-нибудь беззастенчивого шоу с
MTV. Шоу при этом остается стильным и отнюдь не глупым, хотя аргументы следовало бы сценаристам найти более изощренные.
Конечно, основным украшением является Стив Куган в роли коварного миллиардера, не лишённого харизмы, но и другие участники этого паноптикума внушают этакую ядовитую симпатию. Особенно удалась токсичная ирландская мама. Такое чувство, что вся эта семейка способна завоевать мир, но при этом не может решить свои внутренние проблемы. Увы, именно эту межличностную тему и не раскрыли: Уинтерботтом предпочел сосредоточиться исключительно на процедурном раскрытии сюжета. Пока постановщик заигрывал с намеками на падение Римской империи и «чеховскими ружьями» (их то узнать можно сразу!), он потерял душу повествования и в итоге остался с голой карикатурой.
В то время как «Жадность» изобилует ссылками на поп-культуру, в частности на музыкальных исполнителей и реалити-шоу, в чем-то кинолента чувствуется устаревшей. Несмотря на острую тему, назвать идеи картины актуальными нельзя, да и вызов устоям зрителей явно фильм не бросает. Дело в том, что в итоге сатира увядает из-за недостатка сосредоточенности и изящества: замах на рубль, удар на копейку, да и в цель не попали. Конечно, эта комедия обладает скорее греческим толкованием, т.е. напоминает, что до трагедии остается всего один шаг, и тем не менее «Жадность» никогда не дает понять свои мысли до конца: даже отрезвляющие статистические данные в конце фильма, вроде как необходимые для последующей рефлексии зрителя, выглядят безнадежно оторванными от повествования. Денег нет, но вы держитесь!
6 из 10