Хотели сделать хорошо, но не хватило опытаВойна, гражданская, еще не закончившаяся, но самая настоящая. А в любой войне присутствуют обычно две противостоящие стороны. И у каждой свои причины, свои мотивы и своя правда. Поэтому фильм обязательно кого-то не устроит, кто-то будет кричать о пропаганде, а кто-то наоборот о правдивости. И, понимая, что в данной тематике просто невозможно угодить всем по определению, режиссер Ренат Давлетьяров старался сгладить как можно больше углов.
И для этого он использует оптимальный и классический прием, при котором даже номинальные враги являются хорошими и достойными людьми. А оказавшись за пределами движущей ими идеологии, принимают сторону справедливости и гуманности, объединяясь друг с другом.
Капитан ополчения с нашивкой 'Новороссия' и солдат украинской армии, обычная жительница этой самой окраины и волонтерша из Киева, мужик, ищущий своего сына и мальчик спасенный из под завалов. Все они, оказываясь под одной крышей подвала и под обстрелом снарядов, которым без разницы, кого лишать жизни, как и положено, перестают видеть друг в друге противника, все больше обращая внимание на обычные человеческие качества.
Не имея в арсенале бюджета, масштабности и размаха, фильм является камерной историей, что позволяет глубже погрузиться в персонажей и их личности. Но авторы такую возможность не используют. Точнее, используют, но лишь в треть силы. Герои общаются какими-то слишком шаблонными и стереотипными фразами, истории из своего прошлого, которые они рассказывают друг другу, банальны и наиграны. режиссерские решения вторичны и однообразны. Поэтому, даже при всем желании не получается глубоко погрузиться в атмосферу происходящего и хотя бы на миг забыть, что ты смотришь кино.
Давлетьяров будто слишком сильно осторожничает и боится обострять общий посыл. Причем он не не умеет, а не хочет этого делать. Показать сожженый труп или оторванную конечность - это пожалуйста. Но подводит зрителя к конкретным выводам он очень аккуратно. Поэтому даже в редкие откровенные и по идее страшные эпизоды верить не получается из-за того, что вокруг все выглядит слишком искусственно.
Но ближе к финалу сдерживать то, что рвется наружу, уже не получается. И вот все заготовленные точки как по команде выстраиваются над 'И'.
Безусловно, в картине 'Донбасс. Окраина' есть достаточно моментов, за которые можно похвалить. Видно, что авторы старались сделать хорошо. Но получилось как-то средненько. Складывается впечатление, что просто не хватило опыта. В сценарии, в съемках, в акцентах, в умении преподносить не сверхгениальную и захватывающую, но в целом нормальную историю.
5 из 10