Cringe comedy на русскомТяжело ругать русское независимое кино, но все же нельзя хвалить фильм только за то, что он не взял деньги у государства. «Хандра» Алексея Камынина фильм крайне неоднозначный. Отличные актеры играют странных и плоских героев, а отдельные сцены вызывающие гомерический смех не способны вытащить рваный сюжет. Но все же, комедия была в Таллине и на «Кинотавре». За счет чего режиссер доносит идею потерянности поколения миллениалов и нравится аудитории?
История, которую пытается нам рассказать Камынин предельна проста. У нас есть три друга у которых случается очень неудачный и насыщенный на события день. Действие начинается ранним утром и заканчивается уже на рассвете следующего дня. По сути, это некое роуд-муви, где нарратив закольцован и герои разошедшиеся в начале фильма сходятся в одном месте к концу картины.
Такой формат повествования ведёт к тому, что перед нами расстилается полотно с комедийными сценками связанными общей линией сюжета. От этого формата вытекает первая проблема фильма: смотрим мы не осмысленный фильм, а какую-то нарезку скетчей, в которых задействованы очень крутые второстепенные актеры. Они, явно лучшая часть фильма. Иван Янковский играет Тарковского в мечтательных снах героя Кирилла Ковбаса (Лёша), а внутри сна блистает Тимофей Трибунцев боксирующий с коровой и предстающий перед нами, как боксер в «типичном патриотическом фильме». Линия со снами, в целом, выглядит очень привлекательно, она сатирически обыгрывает и образ Тарковского и бред творящийся в российской киноиндустрии.
Линия каждого из героев по отдельности очень проста. Лёша молодой режиссер и пытается снимать свое кино, Виталик (Данила Якушев) потерял деньги за квартиру и пытается где-то раздобыть их, а к Дени (Михаил Тройник) из Красноярска приезжает беременная девушка. Простота сюжета строится на обыденности проблем и это ни в коем случае не плохо, тем более, для комедии. Однако, именно тут и закрадывается проблема, шутить в такой ситуации можно лишь о бытовом или совсем уж уйти в сюрр. Вот и получается комедия с шутками «смешно, потому что как в жизни».
Камынин будто пытался по хорошему поржать над московской тусовкой и при этом поиграть на меланхоличных струнах души поколения девяностых, однако вместо этого неловкое молчание после очередного скетча. Отдельно хочется поговорить о фем шутках.
В картине очень много шутят о феминизме и роли женщин, но чаще всего это настолько неуместно, что на тебя нахлынивает совсем не смех, а скорее испанский стыд. Дмитрий Гордон (который имеет эпизодическую роль) играющий гинеколога-сексиста, женщина говорящая про избиение Виталика его девушкой словами: «Бьет, значит любит!», и бешеная медсестра подставляющая карандаш к глазу Дени с проповедью о том, какой он мудак, что избил жену (он этого не делал и поэтому это «должно быть» смешно), все это явно не добавляет очков фильму Камынина.
Поколение тридцатилетних миллениалов и в правду имеет проблемы с самоопределением и режиссер как может пытается натуралистично показать всю трагичность этой комедии. Неготовые к полету жизни эти птенцы разбиваются о жестокую реальность, когда Виталик-диджей приходит на работу в клуб полный школьников, а Лёша-режиссер вынужден плясать под дудку глупых продюсеров. К слову, именно с Лёшей связана лучшая сцена фильма (реклама кондиционеров), когда видно, что снимали картину все же не халтурно, а с душой. Просто не получилось, не зашло.
Эта неопределенность видна в каждой сцене, и такое чувство зацепила не только героев «Хандры», но и его самого. Лейтмотив фильма, песня «Родина» в исполнении Антохи МС, что вроде бы задает этот контраст, но когда спустя пару сцен идет буквальный оммаж к «Мы из будущего», а следом «Вию» невольно приходит вопрос: «А в чем художественная ценность этого кино?» И режиссер отвечает тебе тем, что это просто фильм сделанный с целью, чтобы люди посмеялись.
«Хандра» фильм странный и противоречивый. Наверное, такой и должна быть настоящая хандра, когда ты вроде и не хочешь сильно уж ругать, но шутки с разливающейся мочой и ужасной актерской игрой в конце не оставляют никаких шансов. Однако, некоторые зрители в зале, преимущественно бальзаковского возраста буквально не могли сдержать смех, так что как фильм на вечер для человека, который пересмотрел все, что есть: «Почему бы и нет?».