У Вигго Мортенсена есть аж три номинации на премию «Оскар», но почему-то большая часть зрителей до сих пор недостаточно серьезно относится к заслуженному Арагорну. А зря: Мортенсен – на все руки мастер, который помимо актерской работы увлекается театром, живописью, поэзией и музыкой. Кажется, это тот самый человек, что любит разнообразие и вообще предпочтет что-то незаметное, но глубокое, любому громкому проекту. Так вышло и с «Падением» – фильмом простым и понятным, далеким, на самом деле, от эзотерических откровений арт-хауса. Чувственный и неприхотливый дебют мог быть снят только методичным и терпеливым творцом, а это есть неплохая заявка на перспективную режиссерскую карьеру.
Опираясь на собственный жизненный опыт, а также затрагивая универсальные темы семьи и горя, Мортенсен с помощью «Падения» переосмысливает отношения со своими реальными родителями. Заботливая мать, тяжелый в общении отец – вещи, сами по себе, не новые, однако они таят в себе эмоциональное богатство. Примерно половина хронометража «Падения» разворачивается во флэшбеках, где раскрываются детали общения внутри отдельно взятой семьи. Сценарий умудряется быть жестким, но при этом и в чем-то нежным. При этом общий сюжет достаточно объективный: это нечто среднее между терапевтическим опытом Шайи ЛаБафа в «Милом мальчике» и «Дикой жизнью» Пола Дано, где горький развод его родителей послужил топливом для костра в голове режиссера.
Художественные преувеличения, конечно, были добавлены ради конъюнктуры: во-первых, Мортенсен играет гея, хотя в реальной жизни это не так. Подобный выбор персонажа усиливает драматизм и конфликт. Во-вторых, бывшая звезда боевиков в лице в Лэнса Хенриксена в кои-то веки получает достойную трагическую роль.
Хенриксен как раз и играет Уиллиса – отца со скверным характером, который даже на старости лет ведёт себя сумасброд. Естественно, что больше всего он презирает своего сына. Интересно, что сам герой Мортенсена не поддается на провокации, а сценарий предпочитает более тонкий подход. «Падение» – это не только отношения отца и сына, сценарий также отражает взаимодействия Мортенсена с матерью. Хотя было бы слишком примитивно утверждать, что протагонист – маменькин сынок, ясен психологический портрет героя: тяжело выйти из психологической тюрьмы, будучи заточенным в ней столь авторитарным деятелем. При этом Мортенсен изящно и почти интуитивно переплетает прошлое и настоящее в своих персонажах, вызывая двусмысленность: принадлежат ли все воспоминания в фильме Джону или это субъективность Уиллиса – попытка сына понять отца?
По мере того, как кинолента все глубже погружается в эту тему, особенности отношений Уиллиса и Джона немного «замыливаются». Вероятно, сами отношения двух мужчин во время просмотра становятся менее убедительными, чем уроки, которые из них можно извлечь. Интересен и вопрос, которыми задается Мортенсен: что есть мужество и стоит ли его ценить, даже если это единственная адекватная черта его отца? Наиболее впечатляющим образом это продемонстрировано в прекрасной финальной сцене (и, как ни иронично, но и в открывающей фильм сардонической фразе отца своему новорожденному ребёнку). Именно в эти моменты кинематографическая поэзия представлена в концентрированной форме и освобождается от инерции сюжета.
А вот как режиссер Мортенсен поставил перед собой сложную задачу. «Падение», кажется, относится к тем видам фильмов, где сам сюжет движется к какому-то искуплению. Тем не менее, всё гораздо сложнее, а Мортенсен – умнее, чтобы закончить всё легкомысленным примирением. Скорее сценарий больше заинтересован в раскрытии вопросах смирения и принятия, причем с более темной стороны, чем обычно. Значительная часть «Падения» лишена фатализма, хотя и вставляет пару ремарок, обратных данному утверждению. Так или иначе, но Мортенсен сделал хорошо прописанную драму с объемными персонажами и, как и следовало ожидать от этого талантливого актера, фильм снят с вниманием к деталям.
7 из 10