Еврей Жиль в концлагере хочет выжить и потому выдаёт себя за перса. И утверждает, что знает фарси. Еврей, вбивший намертво в голову сс-овца в концлагере имена его жертв, - это, конечно, красиво. Это самая мощная идея фильма, но своей целью, понятное дело, Жиль такие вещи не ставил - само получилось. А вот сс-овец-то слабенький получается: и в партию не особо желал вступать, и, вообще, предел его мечтаний - ресторан в Персии. Это что, блин, за ариец такой? Да его подчинённый Макс насквозь видит этого Жиля, только ему никак не везёт вывести хитреца на чистую воду.
А если сравнить фильм с первоисточником, рассказом Кольхаазе "Изобретение языка", то тут прекрасно видно направление, в котором сдвинул рассказ режиссёр: 1) в сторону очеловечивания сс-овца - он не нацист, ему просто однажды форма понравилась и уважение в обществе, 2) в сторону расчеловечивания заключённых, убивающих в лагере реального перса (!), в то время как в рассказе тот перс на самом деле индусом оказался. Зачем сглаживать образы фашистов и превращать лагерников в убийц? Перельман понимает, что так он преуменьшает нацистское зло, пересматривает итоги Второй мировой? Ни хрена они там уже не понимают про Холокост, видимо.