Подавленные сексуальные желания и табуированные темы зачастую связаны между собой. Понятное дело, что подобное нашло сильное отражение в кино. Однако в последние годы подобным стали злоупотреблять и теперь кажется, что любой из фильмов на тему ЛГБТ – проект ангажированный. «Аммонит», повествующий о лесбийских отношениях в конце 19-го века, как раз кинолента подобного рода: поэтические свободы отсутствуют, а фильм, кажется, снимали для того, чтобы показать героическое противостояние двух лесбиянок репрессивному патриархату. Такое здорово выглядит на бумаге и в списках на соискательство престижных кинопремий, но всё же сильно ориентирующемуся на современную повестку дня проекту тяжело преподать какой-либо урок.
Фильм частично основан на реальных событиях. Мэри Эннинг – женщина-палеонтолог, одна из пионеров своей профессии. Её достижения были неоспоримы, а сама Мэри в целом была уважаемым членом общества. В реальной жизни она близко общалась с некой Шарлоттой Мерчисон. Неизвестно, были ли Мэри и Шарлотта в реальной жизни любовницами – это явно не та тема, которая могла бы свободно обсуждаться в Англии тех лет. Но при этом нет никаких сведений об отношениях Мэри с мужчинами.
По большой части «Аммонит» представляет собой экранизацию жизни Эннинг, но с упором на сексуальные отношения Мэри и Шарлотты. Понятное дело, что материал этот лежит в области спекуляций, пускай не умаляет тему женского бесправия тех лет. «Аммонит» концептуально напоминает «Жизнь Адель» и в целом кинолента достаточно откровенная, чтобы передать романтизм и переживаемые чувства. Фильм, на самом деле, очень интимный и легко заметить контраст между сексуальными сценами и эпизодами вне спальни. При этом сценарий отмечается скудными диалогами, из-за чего актерам пришлось учиться работать друг с другом невербально. Язык тела играет важную роль в «Аммоните», но, наверное, старания актеров в какой-то степени идут прахом: исследование роли, которое играет общество по отношению к лесбиянкам, попросту отсутствует. Часто многие моменты сценария «Аммонита» маргинализированы и преувеличены.
Повествование фильма очень неоднозначно. Многим концовка может показаться даже неудовлетворительной в контексте истории, хотя и подтверждает сложность обстоятельств, в которые попали герои. К персонажам при этом относятся деликатно, только вот оживить сложные личности не получается: «Аммонит» обходит как правду, так и эмоциональные нотки, предпочитая сосредоточиться на внутренней жизни Мэри. Со стороны это больше напоминает женский роман, чем фильм: здесь нет спонтанности и как такового зрелища.
«Аммонит» является фильмом, процветающем в своем меланхоличном настроении. На самом деле, кинопроект весьма интуитивен и даже романтичен, но зачастую выглядит неполноценным, в основном когда дело касается отношений, лежащих в основе истории. «Аммонит» силен актерской игрой, тонкостью отношений, подтекстом, однако в любви чего-то не хватает: в кинофильме, судя по всему, попросту отсутствует искра и тем самым тяжело эмоционально вложиться в отношения двух женщин. К сожалению, это сказывается и на всей картине целиком: «Аммониту» не хватает мудрости, лютости и, наконец, содержания, чтобы отдать должное всем стилистическим тонкостям.
5 из 10