В поисках окаменелостейВторой полнометражной работой британского кинематографиста Френсиса Ли стала историческая драма Аммонит. И да, она вполне достойна называться байопиком, поскольку Ли потрудился найти немало фактов из жизни небезызвестной собирательницы окаменелостей и палеонтолога-самоучки Мэри Эннинг, чей вклад в исследования ископаемых был, к сожалению, оценён лишь после её смерти.
Перенеся атмосферу холодных пейзажей туманного Альбиона из своей предыдущей картины Божья Земля, и прихватив оттуда же парочку актёров (Джемма Джонс и Алек Секаряну), режиссёр и сценарист по совместительству на этот раз знакомит своего зрителя с историей романа между двумя женщинами. Строгая и сдержанная Мэри (Кейт Уинслет), она готова дни напролёт проводить на морском побережье, собирая камни и ракушки, - поговаривают, что известную всем нам ещё со школьной скамьи английскую скороговорку 'She sells sea shells on the seashore' сочинили именно про неё. Судьба сталкивает её с молодой столичной барышней (Сирша Ронан), чей муж, как и полагалось чёрствым британцам тех времён, потворствующим патриархальному укладу жизни, увлечён больше научными изысканиями, нежели супругой. По закону притяжения противоположностей в один прекрасный момент обе женщины оказываются в одной постели.
Невозможно обойти стороной ещё одного персонажа, а именно Элизабет Филпот (Фиона Шоу), - очередной веский аргумент называть эту драму исторической. Сёстры Филпот также были известны своей увлечённостью ископаемыми, именно они познакомили Эннинг с миром аммонитов и привили ей любовь к палеонтологии. Известно о том, что они были дружны с самого детства. И в фильме есть несколько красноречивых отсылок к их дружбе. На самом ли деле мисс Эннинг любила женщин, или же это домыслы историков, на которые несомненно опирался Ли, - об этом нам остаётся только догадываться. История Мэри Эннинг, чья короткая и в то же время переполненная множеством интересных фактов жизнь, непременно заслуживает большого экрана. И Аммонит неплохое тому подтверждение.
С помощью Кейт Уинслет - её способность одним только выражением лица передать всю палитру эмоций поистине поразительна - персонаж Эннинг, зажатый и холодный, будто одна из окаменелостей, что она откапывает на пронизанном ветрами побережье, раскрывается с совершенно иной стороны. Угрюмый взгляд исподлобья превращается в кроткую улыбку, стоит ей только посмотреть в сторону новой подруги. Сирша Ронан создана для исторических кинолент и платьев викторианской эпохи. Здесь она снова оказывается в своей родной стихии и, кажется, будто полностью в ней растворяется, превращаясь в невидимку. Либо это тень Уинслет, которую она на протяжении всего фильма отбрасывает на Ронан, либо это задумка автора. В любом случае, нам ни на минуту не приходится усомниться в том, что главным героем этой истории является Мэри Эннинг.
Фильм изобилует живописными кадрами, фигурки двух женщин особенно хороши на фоне бушующей стихии или среди экспонатов Британского музея. Любители крупных планов оценят всю красоту ползающих тут и там божьих коровок и заснятых с большой любовью отдельных частей женского платья. А минимальное использование музыкального сопровождения даёт зрителю возможность насладиться истинными звуками природы и женскими вздохами.
Эту ленту стоило снять хотя бы для того, чтобы в очередной раз напомнить миру о маленьких женщинах, которые внесли большой вклад в развитие человечества. А сделать это в таком ключе значит ещё раз напомнить об их чувственной натуре, порой тщательно скрываемой за видимой холодностью, что присуща камню.