Гарик Харламов продакшн представляет«Текст», это экранизация Дмитрия Глуховского, которая поднимает серьезные вопросы о нашем обществе, с взглядом на силовиков и обывателей, богатых и бедных через призму современных технологий, используя архаичный классический сюжет с захватом чужой жизни. И казалось бы, не так и сложно на подобном материале сделать хорошую историю с достойными выводами, да и поле непаханное, ведь современной массовой отечественной культуры ни в кино, ни в литературе попросту не существует, а потому любое относительно вменяемое произведение на острую тему имеет шанс на попадание в историю. Так, например, вы можете как угодно относиться к «Левиафану» Звягинцева, но сложно не признать, что в уходящем десятилетии это один из наиболее упоминаемых отечественных фильмов, а быковский «Дурак» без всякой рекламы и принадлежности к культурной элите стал одним из важнейших фильмов современности. С «Текстом» такого не будет — получив хоть и притянутую, но интригующую завязку и весьма аутентичный антураж современной России, фильм начинает бодро и самоубийственно шагать по всем граблям в эстетическую пустоту переполненную фатализмом и жалостью к себе.
И самая ключевая проблема этой картины — ее главный герой. Тут можно целые лекции вести и ломать десятки копий о том, что должен собой представлять главный герой и каким быть, но факт остается фактом — фильм выбрал себе типичного самоустраняющегося протагониста, на месте которого каждый человек мог бы представить себя. Очень иронично, что единственное «хобби» героя — рисунок на столе, в котором он представляет себя а-ля «Портрет Дориана Грея», то дорисовывая, то зачеркивая его, то попросту стирая. И иронично тут то, что на самом деле герой Петрова мог бы быть изображен лишь в одном виде — чистый белый лист. Ни характера, ни взглядов, ни увлечений, ни планов, и даже единственная цель — и та эпизодическая фраза другого человека о просмотренном сериале. Друзья его забыли, мать умерла, даже главный враг в его жизни как-то недолго с ним общается, хоть и по независящим от него причинам. Ясно, что все это сделано для того, чтобы мы поняли зависимость одинокого героя от телефона с насыщенной чужой жизнью, но это не отменяет того, что два часа экранного времени мы следим за неприглядной тенью, в общих чертах которой, по задумке авторов, мы должны увидеть себя.
И мы порочны! Мы променяли свою жизни на гаджеты, променяли эмоции от переживаемого опыта на примитивные заменители в наших телефончиках! Мы больше не живем — мы смотрим как живут другие! Мы не получаем удовольствие — мы наблюдаем, как получают его другие!
*рвет на себе волосы* Мы не общаемся с родственниками и не строем семьи — мы смотрим сериальчики про то, как это делают наши любимые актеры! Мы больше не занимается сексом — мы мастурбируем на то, как другие занимаются им!
*плачет в углу* Мы забыли, что значит быть настоящими людьми…
Оу, а вы думали, что фильм с синопсисом про то, как парню подбросили наркотики и он отсидел семь лет будет про что-то другое!? Не-не-не! Вот вы глупенькие! Просто есть богатые люди — они занимаются всякими богатыми штуками и живут клевой богатой жизнью. А есть вот бедные люди, и они вот ничем не занимаются, потому что они бедные и это даже немного грустно и с этим особо ничего не поделаешь… Но не опускайте руки! Вы можете кое-что сделать — вы можете помочь богатым стать чуточку счастливее! Подумайте, например, об их детях — их дети ни в чем не виноваты и заслуживают того, чтобы быть богатыми. Помогите им! Книжку там их купите, например, или в кино сходите, а не пиратьте, как обычно. А потом уже можете… не, ну ваша жизнь — вам ей распоряжаться-то в конце-концов! Не маленькие ведь…
Да, это не актуальный фильм на злободневную тему. Это фильм, который пытается ловко затесаться в рамки, которые сам не понимает, а потому прыгает с одной необъятной темы на другую, объединяя их излюбленным российской элитой снисходительным взглядом на обывателей, когда-то выдававшим: «загадочная русская душа», а сегодня выдающим нам «Текст» пропитанный безнадежностью и великодушностью этого «глубинного народца», обитающего в неведомых далях, за самым МКАДом в какой-нибудь Лобне.
Особенно забавно, что этот фильм вышел почти в один сезон с американским «Джокером», который если отбросить всю мишуру — тоже крайне социальный фильм про богатых и бедных. Но вы не найдете в нем и толики всего этого покровительственного снисхождения — напротив, все пропитано деликатностью и внимательностью к отталкивающей персоне, которая пытается заявить глухому обществу о своем ответе на гамлетовский вопрос. Российский обыватель тоже наверняка задается гамлетовским вопросом «Быть или Не Быть», но это совсем необязательно — авторы «Текста» сами уже ответили за него и вложили этот ответ в своего персонажа. И восхитились этим точным, метким и глубокомысленном ответом настолько, что они даже сцену после титров сделали!