Для отечественной, да и для западной культуры, Андрей Кончаловский стал живым классиком. Его последняя работа «Дорогие товарищи» получила специальный приз жюри на 77-ом Венецианском кинофестивале и стала номинантом на премию «Оскар», но если не крутиться вокруг наград, то фильм заслуживает внимание благодаря великолепному сценарию, основанному на засекреченных материалах о расстреле демонстрации рабочих в городе Новочеркасск в 1962 году.
Кончаловский ведёт расследование тех событий, двигаясь по направлению к душе главной героини Людмилы (Юлия Высоцкая) - партийной работницы горкома, убежденной коммунистке и бывшей фронтовичке. Женщина, как наиболее непредсказуемое и необъяснимое создание, стала идеальным объектом для раскрытия сложной и противоречивой стороны советского человека. Персонаж двойственный и непредсказуемый, это её качество подтверждается обратной эволюцией - от вершительницы справедливости до растерянной матери, которая находится в поисках дочери после кровавых событий на площади перед горсоветом.
Что мне всех больше понравилось в исполнении, что Кончаловский не прибегает ни к каких трюкам и искусственности при постановке кадра, такая работа позволяет ближе проникнуться атмосферой, поверить и ощутить боль личной и общественной трагедии. «Этот формат особенный, потому что он, в отличие от современного кино, позволяет видеть небо. Новые кинематографические системы лишь концентрируются на экшене и толпе. Сегодня кинорежиссеру все труднее возбудить зрительскую фантазию», — рассуждает режиссер. Помимо изображения, в фильме увлекательно выстроены диалоги, по-своему сильные, и идеально выписывающиеся в почти любую советскую художественную литературу, например, Сергея Довлатова.
Сразу после просмотра у меня всплыли в памяти образы той же Юлии Высоцкой в другом фильме Андрея Кончаловского «Рай». Эти ленты объединяет формат черно-белой пленки и фокус на судьбах женских характеров, заточенных в центре исторических событий. Они обе представительницы слабого пола, но на проверку оказываются чрезвычайно сильными. Думаю, что для режиссёра отличной идеей было бы уместить эти фильмы в трилогию, как у Ларса фон Триера «Золотое сердце» или же создать целый цикл. Героини схожи, но в их фундаменте есть отличие: если персонаж Высоцкой из фильма «Рай» видит единственный выход спасения в смерти, то для Людмилы из последней картины, смертельные жертвы имеют смысл до того момента, как они приносят результат. Что же в этой проверке оказывается выше - идеология или самосознание? Ответ выберет зритель сам, по окончанию просмотра. А я лишь порекомендую увидеть это кино всем.