Образ Родины в фильме «Дорогие товарищи»В картине, которую Андрей Кончаловский снял по мотивам расстрела демонстрации в Новочеркасске, мне стали интересны три вещи:
Первое - это преемственность происходящих событий. Перекличка с Вешенским восстанием и вольный диалог с Шолоховым идут постоянно. Это происходит явно, когда отец главной героини надевает казацкий мундир и читает старые письма, или когда на партсобрании Анастасий Микоян напоминает о казачьей истории Новочеркасска. Так же это происходит и сюжетно, когда герои, живущие в одном городе, как казаки работающие и делящие вместе хлеб и быт, восстают друг на друга и устраивают такую жестокую смертельную несправедливость и ненависть, что хочется встать между ними, развести руки и закричать: «Остановитесь!».
Когда автор в фильме, где описываются события прошлого, даёт ссылку на еще более ранние похожие события, он наверняка говорит нам о том, что это еще произойдет в будущем.
Вторая интересная вещь – это присущая в том числе многим Шолохвским персонажам двойственность. У Кончаловского все герои существуют в двух экземплярах. В один момент, когда мы смотрим на них, они проявляют жестокость и бесчеловечность: требуют расстрелять демонстрантов, сажают в тюрьмы невинных людей, многих из которых знают лично, грызутся под ковром, выслуживаясь перед начальством, готовые без совести продать и подставить любого, лишь бы не сожрали самого. Но посмотришь на них в другой момент, и они проявляют невероятную самоотверженную человечность. Когда мы на них не смотрим, они наверное находятся в суперпозиции. Иному зрителю, быть может, это будет не понятно, он скажет: «Человек не квант, он не может быть таким». Человек не может. А люди могут.
Эту двойственность конечно можно объяснить условиями жизни в тоталитарном государстве, но можно посмотреть на это и с другой стороны.
Третья интересная и возможно самая главная вещь, это то что персонажи фильма – не настоящие люди. Не стоит оценивать логичность действий вымышленного персонажа и ругать его за поступки, которые заставил его совершить автор, преследующий свою метафорическую цель. Преемственность и двойственность слились, в лице Людмилы, в метафорический образ Родины. Родины, которая сначала убивает своих детей, а потом убивается по ним и всю вторую половину фильма пытается найти их кости, чтоб была какая-то память.
Звучит грустно. Однако в конце фильма, каким-то чудом, метафорическая Родина находит свою дочь, своё будущее, и, обнимая её, стоя над обрывом на крыше, обещает, что мы станем лучше.
И тут мы понимаем, что Родина – это даже не Людмила, а мы с вами, дорогие товарищи.