«Тело Дженнифер» для взрослыхили мир Гэтсби глазами Дейзи Бьюкенен.
О том, что «Promising young woman» был одним из самых ожидаемых проектов 2020 года, пожалуй, можно и не напоминать; вопрос в другом, оправдал ли фильм надежды?
Отчасти.
Одного контраста сахарной эстетики 90-х и мрачной, саркастичной социальной критики в духе «American beauty» вполне достаточно, чтобы не жалеть потраченного на просмотр времени. Нюансов, однако, фильм предлагает больше.
Истории отмщения – сложный жанр, и если мужскими персонажами территория освоена и вспахана вдоль и поперек давным-давно, то женская месть так редко представлена ответом на чудовищные обстоятельства, а не самим чудищем, что видеть Кэсси такой – холодной, рассудочной и дружной со своими неизбывными тоской и яростью – одно (почти революционное) удовольствие.
С другой стороны, сама критика «boys will be boys» и бро-культуры выглядит несколько шаткой, несмотря на то что к ответу Кассандра призывает всех, на каждом уровне власти и вовлеченности в ситуацию.
Да, виноват каждый. Да, даже те, кто «просто» отвел взгляд. Да, взрослые люди должны нести полную ответственность за свои поступки. Да, никакого компромисса в делах о сексуальном насилии быть не может. Да, виктимблэйминг – инфантильная защитная реакция. Да, да, тысячу раз да. И все же ничего нового о том, как status quo защищает сам себя, сказано так и не было.
И тем не менее там, где самой истории не хватает сил, вперед выступает превосходный, яркий каст, с лихвой компенсируя сценарные шероховатости.
Лаверна Кокс – единственный солнечный луч среди беспроглядной мглы; талантливый и обаятельный Бо Бёрнем продолжает свое триумфальное шествие с ютуба в мир большого искусства (впрочем, химия с партнершей в данном случае сделала больше, чем актерский талант); Кэри Миллиган в роли мифологизированного средоточия общей и бесконечной боли захватывает дух – она переливается осознанными и, скорее всего, неосознанными отсылками к сотням образов и, следовательно, историй, она полтора часа пристально вглядывается в бездну, а потом падает в нее, раскинув руки. Она – феноменальна.
Эмеральд Феннел достойна аплодисментов уже за то, что подарила лицо и голос не только своему опыту и горю, но и бесчисленным невоспетым (и невысказанным) трагедиям.
Всех героинь шекспировских трагедий
Я вижу в Вас.
Вас, юная трагическая лэди,
Никто не спас.