Полёт с фантомомМнения: Плюсы и минусы.
• Фильм не-пропагандистский.
Если обратить внимание, там почти нет ничего «коммунистического» или «национал-социалистического». Ну, мелькает пару раз свастика – и всё. Ни «за Родину, за Сталина», ни постоянно зигующих «нациков». Нет «своих», нет «чужих». Война, плен, побег. Всё очень вне-времени и вне-идеологии. И это хорошо (потому что слишком много снимается именно военных фильмов, авторы которых тот или иной патриотизм делают наиболее значимой декларацией; надоело).
• Не все персонажи (и их поступки) соответствовали 'реальным событиям'.
Да, само собой. Потому что все персонажи фильма – всегда остаются исключительно персонажами фильма. И понимать их имеет смысл только контекстуально.
• Похоже на компьютерную игру.
А компьютерные игры похожи (или не похожи) на реальные бои. А тут мы видим зрелищную, вписанную в сюжет игру, которая не просто «похожа на бои», но создаёт очень важный эффект присутствия. То есть, это «похоже на игру» я понимаю исключительно как комплимент. Но могу понять, что для кого-то «компьютерная игра» ассоциируется исключительно с «глупыми школьниками» (а зря).
• Противоречит книгам самого Девятаева.
Ага, а обе книги – местами противоречат друг другу. А потом – если учитывать, каким скучно-выскобленным языком они написаны, нельзя не обратить внимание на явную цензурную правку этих текстов. Да, некоторые из эпизодов – нашли своё воплощение в фильме. но «Девятаев» это НЕ экранизация воспоминаний Михаила Девятаева.
• Нет! Не будет советский офицер обниматься с предателем в нацистской форме.
А вот тут можно остановится и порассуждать медленнее. Помимо протагониста Девятаева есть и антагонист Николай Ларин, друг и сослуживец главного героя. Однако, в большинстве из эпизодов с участием этого Ларина – он, Ларин, показан достаточно фантасмагоричным, если не сказать инфернальным. И я не случайно хочу подчеркнуть эту странность. Потому что – пока я смотрел фильм – мне в голову иногда приходила мысль: никакого Ларина нет и не было. Это лишь – фантазия, фантом, виртуальное альтер-эго Девятаева. Тот вариант советского лётчика, который сдался в плен. С которым Девятаев ведёт постоянный спор-диалог. И которого Девятаев убивает в итоге, сбегая из плена. Сбегая – не только физически, но и метафорически.
Посмотрите на Ларина с художественной точки зрения, подумайте, зачем он понадобился авторам, оцените почему для Девятаева так важен этот диалог! Я надеюсь это поможет некоторым зрителям увидеть в Ларине интересного и глубокого анти-Девятаева (тем, кем он мог бы стать, но не стал), а не персонажа гей-драмы (уже видел несколько рецензий, развивающих эту нелепую тему).
Отдельно хочу обратить внимание на великолепный монтаж и - самое главное – операторскую работу. Фактически всё, что мы видим на экране, – мы видим условными глазами Девятаева. Мы переживаем, трудимся и устаём вместе с главным героем. Камера работает то очень «лично» (беготня, пролёты и пр.), то подчёркнуто отстранённо (общие планы лагерей и т п), что красиво подчёркивает «разницу взглядов» (методом художественным, а не лозунгами).
Ну и пара багов фильма:
• звук диалогов; увы, местами очень сложно понять, кто что говорит. Перемудрили с шумами.
• финальный эпизод с «Ракетой»; для тех, кто не знал, что «на самом деле» Девятаев был не только лётчиком, но ещё и моряком (первая, фактически основная, профессия реального Девятаева), – этот эпизод кажется непонятно откуда взявшимся. Думаю, что здесь не хватило какой-то элементарной логической подводки.
Смотреть? – да, само собой.
Но уж точно, не выискивая в мастерски смонтированном материале подтверждения собственных полит-исторических концепций!