С чего начинается Родина?Новый фильм от режиссёра Сарика Андреасяна «Гудбай, Америка» впитал в себя все клише и каноны жанра под названием «киносторис». В основе сценария несколько условно взаимосвязанных между собой коротких человеческих историй, объединенных общей проблематикой и центральным связующим персонажем. У Андреасяна эту связку обеспечивает тема нелёгкой жизни на чужбине и герой Нагиева, всемогущий то ли учитель музыки, то ли агент ФСБ под прикрытием, направленный в качестве ангела-хранителя на помощь соотечественникам-переселенцам. Человек, вынужденный жить за решеткой звёздно-полосатого флага, без возможности возвращения на Родину.
Фильм одновременно похож и на «Реальную любовь» (2003), и на многочисленные «Ёлки», и на интернациональную комедию «Без границ» (2015), и, в особенности, на дилогию «Мамы», поставленную все тем же Андреасяном. Собственно, от вашего отношения к этим картинам и жанру в целом и будет зависеть оценка конкретно этого кинопроизведения. «Гудбай, Америка» - добрый фильм, без претензий на вхождение во всевозможные списки «лучших из лучших», который обязательно найдет свою аудиторию. Такие «лёгкие» картины с упрощенной реальностью иногда действительно хочется смотреть, хоть потом очень быстро забываешь об их существовании.
Так получилось, что в лирической комедии «Гудбай, Америка» оказалось больше лирики, чем комедии. Соответствующее настроение задается сразу и старательно поддерживается до финальных титров. Тут тебе и возвышенные обрамляющие стихи Евтушенко-Бродского, курсивом выводимые на экране, и трогательные, с креном в щемящую тоску истории, и умеренно печальный саундтрек. За комедийную составляющую отвечает Юрий Стоянов, персонаж которого не без усилий вытягивает картину из вязкой и приторной атмосферы меланхолии.
Однако сохраняется все та же проблема, характерная для предыдущих картин Андреасяна: он явно недооценивает своего зрителя, чрезмерно упрощая материал и форму его подачи. Язык режиссёра прост и донельзя прямолинеен, понятен абсолютно всем и по этой же причине скуден. Широкое применение всевозможных жанровых клише приводит к ненужным перегибам с пафосом, формированию ощущения запущенной наивности и нереальности происходящего. Остается и разная степень проработки историй: какие-то детальны и логично закончены (история с русским дедом в исполнении Стоянова, история с бабушкиной рыбой), какие-то обрывочны и поверхностны, явно не дожаты (история Новикова-Ньюмана).
Развернутого ответа на вопрос «С чего начинается Родина?», звучащего в картине неоднократно, вы не получите. Все ключевые посылы по этой центральной проблеме фильма стары как мир. Родина начинается с самого вкусного на свете бабушкиного пирога, главный ингредиент которого родительская любовь, детская беззаботность и ощущение счастья. Увы, все это по мере взросления безвозвратно утрачивается, поэтому, где бы ты не жил, куда бы ты не переехал, какие бы океаны не пересек, мироощущение «хорошо там, где меня нет» остается вечно рядом с тобой. Родина – это воспоминания, которые якорьками прикрепляют нас к определенному месту на планете. Наконец, Родина впитывается в кровь с общепринятыми в месте рождения ценностями и нормами поведения, с пресловутым менталитетом инфантильного, эгоистичного хулиганистого ребенка, привыкшего жить по законам собственного «хочу» и понятиям уличного братства. Именно поэтому можно уехать из России (читай Союза), но она из тебя никогда не уедет…