Тот случай, когда получилось!Для меня 'Доктор Лиза' - на редкость качественное кино. Это в целом законченная картина с проработанным сценарием, превосходной режиссурой и удивительно красивой съемкой!
С последнего пункта жажду начать: некоторые кадры стали просто откровением. Операторская работа Сергея Мачильского открыла столицу заново, с абсолютно других сторон. По сюжету героиня весь день перемещается по городу, разъезжает во все уголки города, чтобы помочь окружающим. И эти разъезды удивительны! Сто раз уже видели мы в фильмах кадры небоскребов из Москва-Сити, тысячи раз смотрели на старую Москву в современном и советском кино, и каждый день мы видим серые, грязные и неприглядные закоулки и привокзальные площади. Но после просмотра этой картины, от некоторых кадров которой буквально перехватывало дыхание, я будто увидела всё это в первый раз. Ощущения, поверьте, непередаваемые.
Но увиденное не оставило бы такого впечатления без качественной базы - сценария. Реальная жизнь Елизаветы Глинки была действительно очень насыщенной и, несомненно, трудной. Но, как на плодородной почве растут с одинаковым успехом селекционные цветы и надоедливые сорняки, так и по жизни удивительных людей может получиться откровенно слабая история. Однако перед нами тот случай, когда получилось! Нам показан всего один день, но за эти два часа зритель влезает в шкуру героини, проходя через все 'стадии принятия': Отрицание - Лиза (Чулпан Хаматова) и ее семья живут счастливо и в достатке, Гнев - в этом мире нет места болезням!, Торг - любую проблему можно решить, пускай и незаконно, Депрессия - в итоге, день не принес облегчения почти никому, мир всё так же полон несчастий, Принятие - пускай, всех не спасти, но они же люди, как им не помочь? Эта мелодрама повествует не о романтической любви, но о несколько болезненной любви к людям, порой героиня явно раздражает своей напускной заботой и тем, что она буквально считает себя матерью всех окружающих.
В то же время, словно в воспитательном романе, мы знакомимся с историей человека совсем другого поля ягоды и видим его 'взросление'. Персонаж Андрея Бурковского расследует преступление, главной подозреваемой в котором является доктор Лиза, и постепенно открывает глаза на поднаготную волонтерской деятельности и реальной жизни обездоленных. И пускай в жизни такие кардинальные перемены не происходят за один день, благодаря успешной работе всей команды этого фильма я верю!
Это кино, несмотря на тематику и многочисленные драматичные и 'слезопускательные' сцены, оставляет после себя приятное послевкусие надежды, ощущение, что не всё ещё потеряно. И причиной тому не странное домашнее видео с семейного праздника в финале фильма. Многочисленные комические эпизоды и забавные (но не карикатурные!) живые персонажи делают свое дело, и слезы зрителя сменяются веселой улыбкой. Эти мастерски выполненные переходы и, разумеется, сама история не позволяют ни одному смотрящему оторваться от происходящего!
И пускай здесь можно найти еще тонну минусов, хочу отдельно выделить только один. Мне показалось, что в картине уж слишком много героического пафоса... Я ни в коем случае не говорю, что Елизавета Глинка не была героем, несомненно её решительность, отвага и вера в Добро сделали невероятное многим людям. Просто в 'Докторе Лизе' все её близкие, коллеги, подопечные показаны 'маленькими детьми', никто ничего не решает, только выполняют указания лидера. Особенный бунт в моей душе вызвали работники фонда 'Справедливая помощь', они, словно куклы-марионетки, и шага без Лизы не ступят, возвышая тем самым героиню до Олимпийских высот. Может, я многого хочу, но всё-таки есть желание видеть рядом с сильным человеком других сильных людей, как обычно это и бывает в жизни.
И все-таки, фильм однозначно заслуживает внимания масс. И с точки зрения художественной, и смысловой, и, возможно даже, назидательной. Поэтому настоятельно рекомендую не упустить свой шанс!
8 из 10