Много Исладнии, немного Тарковского и страшная сказка для внучкиЭтот фильм так и останется не известен широкому зрителю, а зря.
Обо всём по порядку. Снял картину исландский режиссёр Хлинюр Палмасон, опять же, не отмеченный широким мировым вниманием, но уже отметившийся в Каннах и имеющий ряд местных наград скандинавских кинопремий за предыдущий фильм «Зимние братья». Скандинавия, в целом не очень богата на громкие имена: в голову сразу приходят, конечно же, Бергман и фон Триер, можно вспомнить ещё Рой Андерссона, а дальше уже сложнее. Хочется отметить, что Палмасон, по сути, находится только в начале творческого пути и понадеяться на сильные работы в будущем.
Услышав название «Белый белый день», почитатели Тарковского сраху же вспомнят аналогичное название книги снимков-полароидов, сделанных Андреем Арсеньевичем в России и Италии, кроме того, именно так назывался изначальный сценарий к фильму Тарковского «Зеркала», что, видимо, в свою очереди является отсылкой к стихотворению отца, Арсения Тарковского, «Белый день».
И действительно, от присутствия Тарковского в фильме сложно отделаться: вся эта неспешная медитативность, длинные кадры, крупные планы предметов, не всегда понятный символизм и какая-то абстрактная игра с цветом и светом. Что неудивительно, в одном из интервью Палмасон восхищался творчеством Тарковского, благодаря которому он сам заинтересовался личной тематикой в кино, но к названию это не имеет никакого отношения. Дело в том, что «белый, белый день» — исландская поговорка, обозначающая время суток, в которое снег сливается с небом и мертвецы могут пообщаться с живыми. Зная этот факт о названии, возможно при просмотре будет легче понять некоторые моменты.
Сюжет. С первых секунд мы видим трагедию — машина падает с обрыва. Чуть позже узнаём, что в ней находилась жена главного героя, сурового северного мужчины, шефа полиции, любящего отца и деда. Именно в заботе о близких Ингимундур пытается спрятаться от трагедии. Он строит для них дом, как символ заботы о своём роде и в то же время укрытия от всего внешнего. Кроме того посещает психолога, что, учитывая северный менталитет и замкнутость, фактически является бесполезным для Ингимундура, но для нас — это ещё один способ показать персонажа.
До определённого момента, казалось, что экшн здесь не предусмотрен, и мы увидим что-то вроде Джармушевского «Патерсона» — просто будничную жизнь, наполненную внутренними терзаниями, бытовыми вопросами и общением с внучкой (к слову, страшная сказка, рассказанная ей на ночь — один из самых запоминающихся моментов фильма). Но при разборе вещей покойной жены главный герой находит доказательства её измены и начинает подозревать, что и смерть могла быть неслучайной.
Тут и начинается то, что где-то окрестили «триллером», где-то «детективом», но напряжение, действительно, растёт. Дальше рассказывать сюжет будет несправедливо, скажу лишь, что классической развязки здесь не будет, если кто-то не догадался из предшествующего описания.
Художественные приёмы. Предыдущий фильм Палмасона сравнивали где-то и с творчеством Линча и Лантимоса и, действительно, при желании можно найти что-то общее, но мы вновь вернёмся к Тарковскому.
Выше мы говорили про необычные световые и цветовые решения. К слову, фильм снят на 35мм аналоговую плёнку, что тоже можно считать данью уважения мастерам прошлого. А мы обратимся к образам и символам в картине, которых не мало.
Архетип дома, который мы упоминали выше, имеет большое значение и у Тарковского (можно вспомнить, опять же, «Зеркало» и не только). Это семья, род и, в то же время, рукотворное творение, олицетворение эго. Также сразу же заставила вспомнить о Тарковском и лошадь, случайно зашедшая в дом практически в самом начале фильма. Лошади часто встречались у Тарковского во многих его картинах, как олицетворение природы, но природы прирученной человеком. Так и у Палмасона, герой находится в единении с природой, которая в картине показана во всей красе и, можно сказать, что это второй главный герой. Что интересно, с момента, когда Ингимундур ставит в свой дом дверь вместо шторки, через которую запросто могла пройти лошадь, он закрывается от мира, гармонии внешней и внутренней и это приводит к эмоциональным разрушающим действиям.
Белый цвет — это лейтмотив всего: это и то духовное очищение, к которому стремится Ингимундук и невинность его внучки и, собственно, цвет смерти и мира мёртвых.
На самом деле, обо всех этих образах можно рассуждать бесконечно. Чего стоят только сменяющие друг друга, практически не связанные картины при разговоре главного героя с другом об изменах. Мне, если честно, в этот момент вспомнился сюрреализм Бенуэля и его «Андалузского пса».
Но, как говорят, лучше один раз увидеть, чем прочитать десять страниц рецензий. Для любителей Тарковского, медитативного кино и прочего артхауса, любителей скандинавских реалий и Исландии в частности и просто тем, кто хочет расширить свой кинокругозор, посмотрев что-то, кроме Голливуда — рекомендую.
8 из 10