Отправная точкаДовольно приятный молодежный фильм «Половина всего» рассказывает поначалу предсказуемую, но милую и безобидную историю. Такую, о чем нам рассказали уже миллион раз, и еще миллион раз расскажут, но от этого не теряющую своей привлекательности. Даже философская и не слишком позитивная аннотация в самом начале ни на мгновение не заставляет усомниться в том, о чем пойдет речь. Однако, и это оригинальная часть фильма, «Половина всего» отказывается от годами проверенного шаблона, пускаясь в дебри непохожести. Отказывается от сладкой романтики в пользу разной реальности жизни.
На первый взгляд, перед нами стандартная история взросления, первой осторожной и наивной любви, и, отчасти, это действительно так. «Половина всего», вопреки своему названию, подкидывает необычный треугольник. Не совсем любовный, но, по традиции, кто-то в нем, в любом случае, лишний. Углами треугольника становятся только вступающие во взрослую жизнь старшеклассники, где вершиной фигуры является идеальная во всем – и умница, и красавица – девушка, своеобразный приз, за сердце которой совместно борются друзья. Девушка и парень, обладающие - каждый в отдельности - или красотой, или интеллектом.
Логичное развитие этой истории - буквально правила жанра требуют - чтобы идеал оказался не нужным, а не идеальные, но дополняющие один другого, герои осознали ценность партнера, и в своем общем стремлении обрели не победу, а друг друга. Фильм медленно, но все же движется именно в этом направлении, попутно постепенно раскрывая героев, уже успевших хлебнуть сложностей взрослой жизни. Вместо подростковых заморочек – воплощение надежд родителей, вместо собственного выбора – предрешенная судьба. Такие разные, но похожие. Такие юные, но уже – возможно – со сломанными судьбами. В обоих случаях родители, живя в своем собственном несчастье, витая в собственных облаках, вольно или невольно тянут детей туда же, и общение девушки Элли Чу – нелюдимой, циничной интеллектуалки – и молодого человека Поля – не слишком умного, но симпатичного спортсмена с добрым сердцем – является их единственным личным, только их делом, куда нет пути посторонним. Несложно догадаться, что, обладая каждый свойством, какого нет у другого, они развивают и дополняют друг друга, вдохновляют. Сказала бы, что заставляют взглянуть на мир другими глазами, но, увы, это не так. Они только пытаются помочь друг другу, отчасти, отвергая эту помощь как чужеродную для их естества, но все же ее принимают. Все это очевидно ведет к пониманию, что третий лишний – тот самый вожделенный идеал, желать который становится просто условной целью, а не реальной потребностью, что подтверждается и не слишком удачными свиданиями, и все большей дружбой нашей странной пары.
Однако, в какой-то момент фильм сворачивает не туда. Проза жизни берет верх над романтикой. Непременно необходимый в жанре момент триумфа как для Поля, так и для Элли, конечно, случается, но это не пик сюжета. Более того, эти моменты проходят практически незамеченными, оказываются добавленными просто потому что «все так носят», как девушки в одинаковых шарфах в начале картины. Конечно, развитие сюжета несет что-то хорошее для обоих героев, они получают свои шансы на успешную будущую жизнь. Получают, лишь сойдя с накатанной дороги, ступив на пути неизвестные и, следовательно, непредрешенные. Но такие, где все зависит не от разной степени мудрости окружающих взрослых, а лишь от них самих. А вот романтическая история разбивается о камни жизни реальной, довольно предсказуемо, хоть и не слишком традиционно, переворачиваясь с ног на голову, не принося никому счастья, но показывая, что в жизни бывает всякое, а жизнь – она длинная, и она только начинается.
Фильм заканчивается как-то никак, не поставив финальной точки, не дав ни надежды, ни определенности. Поезд убегает далеко, и что будет дальше – никто не знает. Фильм дает каждому герою шанс, но не один шанс на двоих. Жизнь – дело личное, и в этом плане «Половина всего» дает четкий индивидуалистский посыл, что строить ее стоит самостоятельно. Может, не без помощи кого-то, кто вдохновит, подскажет и поможет, но все зависит от самого человека, и только от него. Наша юность – наша основа, фундамент будущего, и оттолкнуться нужно правильно, даже смело, не завязнуть в жидком бетоне, а использовать твердый. Жизнь – вечное движение вперед, но результат движения может быть любым. Так или иначе, в финале движутся лишь два героя, не три, с разной скоростью, но не стоят на месте. Однако, даже красивое завершение фильма, перекликающееся весьма очевидно с его содержанием, не дает удовлетворенности, ее хочется, будущее героев почему-то не безразлично, однако «Половина всего» оставляет зрителя лишь фантазировать, что же произошло с ними дальше. Фильм дал отправную точку, а дальше думать нам. Так, фильм и оказывается
половиной, и каждый его герой тоже, а вторую половину достраивать придется самостоятельно.
«Половина всего» внешне мало отличается от множества других подростковых фильмов, использует стандартный набор в виде школы, белокурых красавиц, спортсменов, героев-ботанов. Места, события – все достаточно обыденное, одинаковое, и даже звездное выступление Элли пронзительно, но не оформлено «на повал». Все это сопровождает ненавязчивая, часто молодежная, музыка, разбавляемая классикой мирового кино – погружения в мир грез и фантазий, отвлекающего от реальной жизни. Настоящая же красота случается лишь в финале картины, и лишь для того, чтобы вытолкнуть героев из унылой серости маленького городка куда-то в то будущее, где этой красоты может быть больше.
Это добротный фильм для молодой аудитории, разве что, не слишком вдохновляющий, не слишком романтичный, но, вероятно, жизненный. Главная героиня-колючка, другой герой простоват, и им обоим дается шанс на будущий успех, наверное, именно это должно привлекать аудиторию. А любовь…наверное, мораль в том, что она бывает разной, и не всегда счастливой, однако, не покидает ощущение, что здесь ее нет вообще. Есть лишь, как выразилась в начале фильма Элли, навязчивая мысль, и финал не только о пути к своему будущему, но и бегстве от этого явления к здравому рассудку. В целом же, фильм очень, по ощущению, американский, не очень-то универсальный, хотя и любопытный.
6 из 10