Одним Кейтелем жив не будешь1981 год. Легенде преступного мира Америки Мейеру Лански (Харви Кейтель) восемьдесят один год, он смертельно болен, и он хочет рассказать правду о себе и своей жизни. Ту правду, которую никогда не расскажут по телевизору и о которой никогда не напечатают в газете. Правду, которую правдой считает именно он. Поэтому Лански приглашает писателя Дэвида Стоуна (Сэм Уортингтон) в Майами, дабы последний написал о нем книгу. Стоун, имеющий за плечами опыт работы криминальным журналистом и одну успешную книгу, ныне пребывает на мели, посему с готовностью откликается на приглашение и радостно поспешает во Флориду, надеясь на предстоящий бешенный успех на писательском поприще. Однако Лански находится под пристальным вниманием ФБР, которое несколько десятков лет ищет его нелегальные миллионы, и писатель оказывается невольным участником их разработки.
Несомненно, главное преимущество картины — Харви Кейтель, который на восемьдесят третьем году жизни одной лишь игрой глаз поднимает детище молодого режиссера Итана Роквэя с пола. Потому как, если убрать из фильма старину Харви, то смотреть двухчасовую эпопею о поисках федералами преступных миллионов станет невыносимо. Кейтель из той когорты актеров, которые просто не умеют играть плохо. Его стариковский взгляд в зависимости от обстоятельств то загорается ярким молодым огнем, то приобретает тяжелый металлический оттенок, то многозначительно затухает, и наблюдать за этими изменениями крайне увлекательно.
Но если Кейтель справляется на пять с плюсом, отыгрывая Лански-старого, то Джон Магаро довольно посредственно выглядит в роли Лански-молодого. Воспоминания о превращении Меера Суховляньского, польского еврея, но выходца из Российской Империи, в Мейера Лански, одного из королей подпольного мира США, скучны, хотя исходный материал богат на нескучные события. Киношный Лански-молодой не внушает страх и трепет, коими прям-таки сочился реальный Мейер, если верить тому, что можно о нем прочитать. Лански Джона Магаро больше походит на исполнителя средней руки, нежели на того, кто дергает за ниточки, руководя финансовыми потоками и верша людские судьбы.
Образ этого «бухгалтера мафии» был неоднократно воплощен в кино. Его играл даже Дастин Хоффман в фильме «Потерянный город» 2005 года. Играл и руководитель Актерской студии Нью-Йорка Ли Страсберг во второй части «Крестного отца», исполняя роль Хаймана Рота, чей образ был списан как раз с Мейера Лански. Играли и другие актеры. Однако Харви Кейтель в этой роли мне понравился больше остальных: внешнее спокойствие и даже какое-то смирение перед неминуемым, а контрастном к ним — живые глаза, которые говорят больше, чем слова, мимика и жесты.
Но сам фильм — средний. Средняя постановка, среднее музыкальное сопровождение, средние сюжетные ходы. Все усреднено. Зачем в биографическом фильме агенты Бюро, которые не острее поленьев, зачем Морин Даффи, с которой у писателя Стоуна случился адюльтер, зачем, в конце концов, сам Дэвид Стоун, который в итоге не слишком-то и нужен оказался Мейеру? В общем, много всяких «зачем» и «почему». Биографический фильм Итана Роквэя об одном из самых одиозных преступников Соединенных Штатов очень старается походить на классику жанра, но выглядит слишком бледно, чтобы оставить яркую печать в истории кино. Поэтому и оценка: так себе.
5 из 10
И только за мастерство Харви Кейтеля.