Бартон Манк: Тень отца Финчера, или Документалка-надгробие
Фильм развивает тренд пустышек этого сезона — самоизолированные творцы упоённо работают с формой, не сильно заботясь о содержании: «Довод», отечественное поделие «Это Эдик» — сделано здорово-красиво, только вот нарратив высосан из пальца и размазан по хронометражу (туда же можно припомнить и прошлогодний звездоносный ч/б «Маяк» с акульим rosebud’ом, но с него как с лайт-артхауса и взятки гладки). Фантик с громкими именами Уэллс-Финчер-Олдман-Резнор, а внутри — серая гипсовая пыль, которой пудрили мозги зрителю, скармливая затянутую документалку с инсценировкой как художественную картину. Стилизация, атмосфера, кинематография, конечно, на высоте, но увлечь этот нарратив может разве что завзятых любителей истории Голливуда в прокуренном киноклубе для эстетов, роняющих стакан, толкая друг друга в бок при очередном подмигивании синефилам с экрана.
Документалка притом по альтернативной истории, так как тема с соавторством Уэллса была разобрана по косточкам, обсосана и закрыта ещё в семидесятых. Но для создания кинематографического надгробия своему давно умершему отцу ничего другого, кроме его запылившегося сценария, у Финчера не нашлось. Впрочем для драматизма, конечно, выгоднее версия о несчастном художнике, у которого ловкач Уэллс откусил половину оскара, отчего ему пришлось посвятить остаток жизни алкоголизму. Обильные флэшбеки, как в «Гражданине Кейне», в него не превращают, только добавляя невнятицы муторной истории. Ворох подробностей про голливудские производственные проблемы, зарплаты, выборы, должен бы давать контекст и фон для действий героя, но так как в фильме им ничего не движет, кроме тяги к выпивке, он так и парит в нём безучастно и отстранённо, переломанный жизнью, обрастая скорлупой из бутылочного стекла и гипса. По глубине погружения во внутренний мир и исследованию мотивации картина может соперничать с ещё одним шедевром этого года «Капоне».
Великолепная притча про обезьяну шарманщика после кульминационного монолога с метанием харча в отличной сцене с шутовской инверсией — это лучшее и самое осмысленное, что было в фильме.
Вопрос, стоит ли тянуть ради этого два часа.