Рукописи не горятВ виду своих непримиримых политических взглядов, Варлам Тихонович Шаламов стал одним из самых ярких представителей диссидентского движения в СССР. Варламов не мог сидеть молча и отворачивать взгляд, когда видел несправедливость в советской социально-общественной системе. Однако несмотря на всю свою смелость, Шаламов не сумел избежать наказания, которое предписал ему суд. В целом наш герой провел на Колыме 16 лет – четырнадцать из них непосредственно в качестве заключенного.
Вернувшись назад, к цивильной жизни, Шаламов решил поведать миру о том, что происходит в лагерях, куда никогда не допустили бы свободных журналистов. Но поднятые Варламовым темы были настолько острыми и рисковыми для советской власти, что при жизни ему так и не удалось заслужить всеобщего признания. И тем не менее его гений не был забыт, имя Варламова встало в один ряд с Александром Солженицыным, и вот теперь на экраны вышла «Сентенция», весьма неожиданная и драматичная зарисовка о престарелом писателе и его наследии, которое необходимо опубликовать во что бы то ни стало.
Оказавшись в доме престарелых уже будучи совершенно беспомощным стариком, Шаламов получает лишь одно важное указание – он не должен больше творить, ни под каким предлогом. Однако это идет в разрез с той философией, в которую Шаламов верил всю свою сознательную жизнь. И даже сейчас, перед лицом самой смерти, Шаламов даже не думается сдаваться, потому что не в его правилах исполнять то, что ему приказывают…
А тем временем поисками скрытых рукописей Шаламова занимаются два журналиста, Анатолий и Андрей, которые осведомлены о тех трудах, которые написал создатель о Колыме. По мнению героев, столь бесценные тексты просто необходимо донести до общественности, и хотя за ними ведется слежка, это не должно стать препятствием для правды, которая по любому найдет выход.
В этом фильме мне понравилось то, что его авторы сняли историю Шаламова без лишнего пафоса. Искусственно нагнетаемого драматизма и выживания из зрительской аудитории слез. Это смелое кино, которое общается со зрителем жестким и вместе с тем поэтическим языком. Обе сюжетные линии (Шаламова и журналистов), лично для меня были одинаково увлекательными, а финал оставил долгое послевкусие, которое мне еще не раз предстоит обдумать.
Интересно, что столь сильный, колоритный и запоминающийся фильм снял по сути дебютант в полном метре, Дмитрий Рудаков. И мне хочется верить, что в его фильмографии «Сентенция» будет только началом большого пути, и дальше в исполнении Рудакова мы увидим еще немало серьезных картин с глубоким смысловым посылом.
Конечно же, я хочу посоветовать «Сентенцию» аудитории, которая готова смотреть не только одни блокбастеры, а умное, глубокое, рассудительное кино. Многие детали биографии Шаламова стали для меня неожиданным откровением, а значит что и вам будет здесь на что посмотреть. Не пропустите.
8 из 10