Тофсла и ВифслаФинская писательница Туве Янссон обессмертила свое имя благодаря созданию очаровательных сказочных существ Муми-троллей, книги о которых были безумно популярны, что в итоге превратило Туве в одну из самых богатых женщин Финляндии. Но сразу после Второй мировой войны это была просто робкая, неуверенная в себе художница, к тому же, внезапно осознавшая собственную нетрадиционную ориентацию после судьбоносной встречи с театральной деятельницей Вивикой Бандлер. Их тайный роман длился не так долго, но именно Туве и Вивика, придумавшие собственный кодовый язык, стали прототипами Тофслы и Вифслы – персонажей, в числе других населявших сказочную Муми-долину.
Жизнь такой выдающейся личности, как Туве Янссон, с одной стороны была полна чувственных страстей (середина ХХ века – достаточно сложное время для принятия своей гомосексуальности и выстраивания личной жизни без какого-либо самообмана), с другой – на удивление тихой, скромной и сдержанной, которую не изменили даже свалившиеся на нее огромные деньги. Биографическая драма «Туве» дамы-режиссера Зайды Бергорт предсказуемо охватывает именно тот временной период, когда на свет стали рождаться бессмертные муми-тролли, но основной акцент, к сожалению, делает именно на перипетиях личной жизни писательницы-интроверта.
Формально уделяя определенное внимание появлению ключевых работ Янссон, Бергорт подходит к жизни писательницы несколько однобоко, выстраивая меланхоличную, несколько пресную и, в общем, весьма стандартную историю о нестандартной любви, предательстве и боли, как толчке для творчества. Бандлер здесь выведена в качестве главного объекта томления и вообще человека всей жизни; партнерша Янссон, художница Тууликки Пиетиля, с которой Туве в итоге прожила 45 лет, признавшись общественности лишь в 1993 году, появляется в последней трети картины и то в виде какой-то карикатурной эпизодницы. Конечно, нельзя оспаривать тот факт, что настоящий Художник черпает вдохновение из личного опыта и глубоко интимных переживаний, но почему-то именно в рассказе о Туве Янссон душа жаждет больше откровений о рождении её уникального волшебного мира, ставшего таким родным и любимым для читателей всех возрастов, нежели тасовки пикантных фактов из её биографии пополам со скуповатой констатацией этапных шагов на пути к славе.
Но, подобно самой писательнице, наделившей смешные картинки полнокровной жизнью, душевность и витальный шарм этой суховатой картине, напоминающей больше телепродукт, чем вескую заявку на премию «Оскар» от Финляндии, придают прекрасная актерская игра исполнительницы главной роли Альмы Пёвсти и нежный саундтрек. И если печальные звуки пианино наполняют лиризмом средне выстроенные мизансцены, то Альма со своей особой искренностью, чувственностью и ранимостью прекрасно попадает в образ, представ на экране именно той Туве, которую полюбят миллионы, а сама она, став обладательницей огромного финансового состояния и даже личного острова, в дальнейшем будет скрываться от пристального людского внимания именно на этом уединенном островке, предпочтя богемному шику и звездной славе уютный домик посреди скал.