Муми-троллий «крёстная мать»- Позвольте спросить, кто Вы такой и за кого Вы меня принимаете?
- Я много слыхал о Вашем удивительном таланте. Я уверен, что здешние господа ставят за честь оказывать покровительство такому превосходному поэту.
- Вы ошибаетесь, синьор. Наши поэты не пользуются покровительством господ. Они сами господа. Они не ходят пешком из дома в дом, выпрашивая себе вспоможение.
'Маленькие трагедии', 1979, реж. М. Швейцер
Должен ли быть творческий гений голодным, нуждающимся, чтобы творить 'полотна'? Не является ли сытость признаком заката, упадка? Конечно же постулат этот является спорным. И среди 'упакованных' в парчу масса достойных творцов и нищенство влачащих, легионом самородков могут похвастаться. Вот, к примеру, разве Амедео Модильяни не бедствовал всю жизнь? Стоит лишь прикоснуться к драме 2004 года 'Модильяни', и всё станет понятно. Гол как сокол. А звезда Моцарта в имперских коридорах императорскому величеству служа, много ли снискала звонкой монеты? 'Амадей'(1984) Милоша Формана опровергает подобное. Много ли работ продал при жизни Ван Гог? 'Винсент и Тео'(1990) Роберта Олтмена - и об этом тоже. Разве в 'Маленьких трагедиях' мастер- импровизатор не бедствует в грошовой квартире? А художник-нонконформист Станислав Лапшин из 'Единожды солгав'(1987) не несёт на себе отпечаток профессии с 'хлеба на воду'? Пабло Пикассо - 'Прожить жизнь с Пикассо'(1996), Огюст Роден - 'Роден'(2017), а равно 'Ренуар. Последняя любовь' (2012) уже заматеревшими взирают на зрителя, а ведь и им в ранние годы приходилось бедствовать...
'Обратная сторона Луны' тоже массивна, величественна. Поль Гоген и 'Дикарь'(2017)... однако, я отвлёкся и увлёкся. Всё выше сказанное относится и к финско-шведской биографической драме 'Туве'. Жизненный путь творца, доверительным откровением в беседе с нами. Годы становления через кристаллизацию своего я, поиск себя. Бедствует? Бедствовала? Судя по кадрам - да. Едва-едва сводила 'концы с концами' иной раз. Даже жертвовала художественные работы в уплату долгов. Возможно? Ну, почему, нет? А вместе с тем, папа и мама, отнюдь не пролетарии. Далеко не пролетарии. Да и сама Туве, в юности проходила стажировку в художественных школах Франции, Германии, Италии. Но это за скобками фильма.
Что же есть? Что имеем? Писательница, художница, иллюстратор Туве Марика Янссон - величайшая из женщин создавшая мир 'чебурашек' под именем муми-тролли. Вне всякого сомнения, 'Туве' прекрасна, несказанно хороша как картина. Она приятно выделяется глянцевой манерой подачи в череде специфических скандинавских лент. Нет в ней вязкости, дремотного застоя, тягостной медлительности свойственной северной киношколе. И хотя большинство сценических планов уложено в декорации комнат, стен, узкого пространства, персонажи оживляют пространство частыми... попойками, маленькими шалостями однополой любви, эмоциональными окрасками стонов и плача души. Творческие люди, что с них взять.
А ещё тут и здесь масса прекрасной музыки. Сороковые-пятидесятые годы господствуют на экране. А это время джаза. Оркестр Гленна Миллера жжёт! А стоит, покинув финские берега, перебраться в Париж и мелодии Монмартра под аккордеон, щиплют слух. А уж когда очередь доходит до хриплого голоса Эдит Пиаф, фильм окончательно влюбляет в себя.
Мы выбираем путь идем к своей мечте
И надо не свернуть в пути уже нигде
И стоит шаг пройти заносит время след
Обратного пути у жизни просто нет...
8 из 10