ИскуплениеПечальная известность боёв подо Ржевом сформировалась ещё в Советское время: о чём говорит сам факт существования Ржевской прозы, как отдельного литературного направления, а также многочисленных поэтических произведений (Твардовский «
Я убит подо Ржевом»). С распадом Советского Союза тематика Ржевских боёв 1942 года приобрела дополнительную актуальность (операция «Марс», 33-ая Ефремова, оборона Моделя и т.д.). Тяжелейшие, кровопролитные операции, постоянные бои местного значения, артиллерийские дуэли, чудовищные потери понесенные обеими сторонами, как в живой силе, так и в военной технике.
Участник Ржевских событий Кондратьев пришёл в литературу достаточно поздно (первое его произведение «
Сашка» опубликован только в 1979 году). К лейтенантской прозе причислить его не получиться, и не столько потому, что войну он закончил сержантом, сколько по общей направленности его работ. «
Единый Ржевский роман» - так Астафьев охарактеризовал общий характер повестей Кондратьева, который видел свою задачу в том, чтобы «
рассказать правдиво, не мудрствуя лукаво, ничего не выдумывая, как это было на земле». Но будучи поклонником военной Ржевской прозы вообще, и Вячеслава Кондратьева в частности, не могу не признать, что «
Искупить кровью», пожалуй, одно из самых слабых его произведений. Если «
Сашка», или «
Отпуск по ранению» высоко ценились среди писателей той поры (предисловие к «
Сашке» написано лично Симоновым) и по праву завоевали признание среди читающей публики, то «
Искупить кровью» уже ругали в однобокости взглядов, очернении офицерского состава, незнании исторических фактов и самоповторах.
Ну, конечно же, наш доблестный отечественный кинематограф решил экранизировать именно эту повесть. Причём с благородной миной на лице говоря о патриотизме, исторической правде и святом долге памяти, как-то так невзначай взял и поменял название на более коммерческое «
Ржев» (кто пойдёт на малоизвестное «
Искупление…», а вот Ржев…). Впрочем «
Ржев» ли, «
Искупить кровью», называйте, как хотите, лучше от этого не станет.
По меткому выражению историка Исаева: «
Что у нас не снимай, получается «Бригада», к «Ржеву» это относится в полной мере». «
Искупить кровью» проникнуто уважением к простому солдату и злобой к политрукам и особистам. «
Ржев» пытается всё это выпрямить, Копылов желал показать, что у каждого своя правда, вследствие чего каждый персонаж этой истории проходит свой виток искупления (особист, Карцев, комбат). Вышло хуже. Оказались утрачены логические скрепы в действиях обеих сторон (Красной армии и Вермахта). В угоду темы искупления режиссёр пошёл на изменение финала, превратив карьеризм: «
Ведь поспешил он, наверно, доложить комбригу о взятии Овсянникова, а пушки и подкрепления дать побоялся, потому что потерять эти сорокапятки страшнее, чем угробить сотню людей, за технику-то спрос другой, а потому не стал рисковать ими, понадеялся 'на авось' авось удержит деревню»; в «
Батальоны просят огня», чем уничтожил всю логику действий фильма. Неоднозначные у Кондратьева персонажи (тот же уголовник Карцев), оказываются во всём правильными и справедливыми. В силу общей быдловатости диалогов и действий солдат роты, их обеления, как в повести, так и в фильме, действительно складывается впечатление: «
сняли Бригаду». Уголовники в очередной раз спасают страну, пока офицеры отдают бессмысленные приказы, а особисты выполняют свои планы по поиску врагов народа…, как будто нам было мало «
Штрафбата», «
Служу Советскому Союзу!» и других современных фильмов о войне.
В своих интервью Копылов неоднократно подчёркивал, что хотел бы показать достоверность: «
чтобы вся фактура была подлинной». В бытовом аспекте у него это вышло в полной мере, и я готов поверить, что актёры: «
ошалели, когда все это увидели, поняли, что именно в таких вот условиях шли бои». Война выглядит, так как она и должна выглядеть – грязь, смерть, холод, трупы, бесперспективность – никакого благородства и пафоса. Однако сильная визуальная часть и достоверная атмосфера событий ни в коем случае не оправдывает сюжет. «
Искупление…» Кондратьева слабое само по себе, но в попытках сгладить углы и выдержать свою концепцию, Копылов сделал хуже – его «
Ржев» манит большим названием, но при приближение оказывается очередной посредственностью, которая в очередной раз пытается вернуть зрителей к реальности войны.
6 из 10