I или II?Чем живут тинейджеры синеокой? Наглядный ответ даёт вторая полнометражная лента уроженки Витебска Влады Сеньковой. Но не только подростки находятся в центре внимания. И хотя местом для съёмок стала столица, по
сюжету события картины разворачиваются в провинциальном городке. Уроки в школе и занятия с репетитором, пижамные вечеринки и вылазки в кино, подколы одноклассников и не(до)понимание в мире взрослых...
Главных героев, с которыми зрителю предстоит пережить спектр эмоций, – трое:
Настя. Тихоня, способная дать отпорам учителям, когда те переходят границы, а также задирам, которые донимают её друзей. Она осторожна, умна, расчётлива, а её стойкости позавидуют некоторые взрослые. Однако контролировать всё вокруг невозможно. Даже у таких, казалось бы, смышлёных особ, как Настя, случаются «осечки», и довольно крупные.
Саша. Интеллигентный, скромный юноша. Раз в неделю вместе с Настей ездит на электричке к репетитору польского языка. Обладает чувством стиля и вкуса, за что ему достаётся от сверстников, не привыкших к столь тонким натурам, робко «вышедшим из шкафа».
Кристина. Тусовщица. Чуть ли не самая популярная девушка в классе, а то и школе! Лучшая подруга Насти. Отношения тревожат её больше, чем собственная безграмотность, пока не дошло до банального осмотра у врача, который вылился в справки, тесты, направления...
Страдает в фильме не только молодёжь, как может показаться, но и взрослые, что снимает с ленты ярлык «типичной подростковой драмы». Она выходит за рамки
жанра. Сама постановщица относит своё творение к арт-мейнстриму, то есть оно вполне придётся по душе и киногурманам, и массовой аудитории.
Когда тайное становится явным, а герои сталкиваются с «чрезвычайными ситуациями» (как они их называют), мы уже наверняка не без ужаса убеждаемся, насколько «
людзi цёмныя». Вероятно, именно о таких десятилетия назад писали классики белорусской литературы (Ф. Богушевич, Я. Купала, З. Бядуля, В. Быков и др.).
Хотелось бы верить, что годы идут, среда и условия меняются, а вместе с ними и люди, но... нет! Сегодня нас всё также окружают десятки, сотни, тысячи (если не сотни тысяч) «цёмных людзей», полных предрассудков, стереотипов, страхов.
Люди остаются невежественными при наличии интернета, гаджетов и прочих благ XXI века. Фильм побуждает общественность проснуться, просветиться и разобраться в драматических проблемах времени.
Актёрский состав. В проекте приняли участие как полюбившиеся театральной публике артисты, так и юные, начинающие свой путь актёры (для некоторых из них данная работа стала дебютом в кино). У кого-то после просмотра промелькнёт мысль, что часть персонажей осталась нераскрытой, однако, учитывая небольшой хронометраж, сложность и серьёзность повествования, каждый на съёмочной площадке приложил максимум усилий и достойно справился с возложенными на него задачами. Кроме того, есть сцены, где диалоги и не нужны, одно лишь молчание было красноречивее любых слов.
Поразительно, что всего за шесть дней при смехотворном бюджете создателям удалось снять проникновенную историю, в которой охватывается множество
тем:
1) травля в школе – от игнора до самосуда;
2) сексуальное воспитание и половая самоидентификация;
3) эскапизм и миграционные настроения;
4) вечный конфликт поколений (или ценностей?).
Социальная драма не основана на реальных событиях. Прототипов нет, образы собирательные. История художественная, но в ней присутствует налёт документалистики. Из весомых
достижений в копилке авторов – специальное упоминание на Варшавском кинофестивале, который входит в число престижных в мире наряду с Берлинале, Каннами и Венецией.
Отдельного упоминания заслуживает
музыкальный постмодернизм, которым пропитана картина. Здесь звучат местами наивные, но искренние композиции, соответствующие духу времени и менталитету молодых людей. В фильме вы услышите треки
Бакея,
Гречки,
Тимы Белорусских и
Alyona Alyona.
Это
фильм-пособие: молодёжи, взрослым (не только родителям, но педагогам, медикам). Конечно, автора могут упрекать, что стилистика произведения напоминает творчество Ксавье Долана, и подобные сюжеты были на экранах лет десять назад у Валерии Гай Германики, возразить на это словами «ведь это и есть жизнь» – как-то банально, поэтому добавлю, что... жизнь циклична!
Влада Сенькова и её команда призывают открыто говорить на всё ещё актуальные, никуда не испарившиеся, темы, в том числе табуированные, на которые общество закрывает глаза или же стесняется рассуждать под неведомым страхом. Благодаря этому фильму, теплится надежда, что белорусский кинематограф по примеру Румынии обрастёт своей «
новой волной» (а это уже происходит –
Алексей Полуян,
Дарья Жук,
Андрей Кутило), представители которой будут способны очаровывать не только фестивальный мир. Тот факт, что лента порождает у зрителей дискуссии, о многом говорит. Это прорывное, современное, важное кино, которое вышло в нужный момент.