Экстаз по-белорусскиЛента Спайс бойз была представлена в программе Фильмы, которых здесь не было 42-го ММКФ.
Вы помните: 2 года назад в сентябре в широкий прокат вышел (на удивление, не слитый цензурой) фильм Гаспара Ноэ «Экстаз»? Начнём с этого.
Провинциальный белорусский городок. Парень Саша по прозвищу Чистый возвращается из армии, отслужив два года. Его дождалась девушка Лера, и теперь они вместе планируют свадьбу. У Чистого есть два друга — Ламбада (Паша) и Колбаса (Толя), которые помогают ему найти дом для празднования и собраться с мыслями напоследок. Пока невеста с подругой подгоняет платье, парни после осмотра дачного участка решают устроить мальчишник. Так, по мелочи — самогон, закусь, ну и, может, чего (или кого?) развлечься. Узнав о сей несогласованной акции, Лера, прихватив подругу Василису, рвётся в отдалённый район города, чтобы устроить жениху взбучку. Ничто не предвещало, но парни решили покурить — и запаслись на вечер интересным веществом, особо не задаваясь вопросом, что оно из себя представляет и как влияет на мозги.
Пара воссоединяется в доме для свадьбы, ругается, мирится, все вместе пьют и всё у всех отлично. Парни тайком курят спайс — и начинается настоящая вечеринка. Вот лучше на этом остановиться, про фильм ничего не читать, трейлер не смотреть — и просто пойти в кино. Потому что чем больше вы знаете о том, как, кто и почему его сделал, тем меньше шансов у вас полноценно и без скепсиса погрузиться в действо, происходящее на экране. Хлеба там, может и нет, но вот крови и зрелищ достаточно. И это не просто слэшер.
«Спайс бойз» сняли на нашем языке, всё понятно, принципиальных отличий в культуре и быте тоже нет. То есть, сразу появляется ощущение, что трэш на вечеринке произошёл не где-то там, а по соседству. Это немного напрягает. То есть, даже если игнорировать новости, благодаря друзьям и соцсетям что-то обязательно просочится сквозь розовые очки. Ну да ладно, ко всему можно относиться с юмором, чтобы уж особо не депрессовать — и режиссёр нам это позволяет. На каждом этапе развития событий он даёт повод для смеха, даром что это довольно-таки чёрный юмор, ну, спайси, знаете?
Сюжет прост и понятен, даже чем-то близок: ну, тусовка, ну, отмечают, пьют, курят… Не сигареты, но это дело каждого, не так ли? Кажется, порой это чуть больше, чем личное дело. Эту идею Зинкевич изображает очень наглядно. Потому что в таких случаях принимает решение один, а расплачиваются все.
Отдельная особенность фильма — натуралистичность. Откровенное месиво на экране. Тусовка превращается в цирк в самом плохом смысле этого слова, при этом компания раскалывается на две части: те, кто употребил спайс, и те, кто про спайс ничего не слышал и просто пил алкоголь в другом помещении, ни о чём не подозревая. В итоге линии поведения максимально расслаиваются, и абсурдность происходящего разбавляется самыми внезапными вспышками разума, которые почему-то ведут не к урегулированию, а к усугублению ситуации. И местами это всерьёз пугает. К тому же, тут нет вот этого морализаторства вроде «не пробуйте наркотики — вам будет плохо» — только кошмар и психоз. Такая стандартная вечеринка, которая у одних так и не началась, а у других будет длится вечно… Постоянно думаешь: «Ну, теперь-то всё? Всё закончится? Ну, сколько там спайс действует?» А ничего не заканчивается. Всё становится только хуже. Это такой бэдтрип, только без эстетики, зато головокружительный и отвратительный, и спираль продолжает раскручиваться до самого разлома.
Представьте, как будет выглядеть жизнь ребят после такой вечеринки? Понадобится ли им психотерапия или даже стационар? Понадобится ли лечение от травм физических? Смогут ли они друг друга видеть и слышать после произошедшего? И думать не хочется. Но не выходит не думать.
Я полностью погрузилась в сверхреалистичную картину на экране, а затем посмотрела фильм снова, несмотря на то, что это сродни повторению ночного кошмара. Потому что он сделан настолько ладно, что его хочется изучать — пристально и дотошно. Разбирать на части, анализировать и проверять — какими средствами так ловко режиссёр смог воссоздать на экране абсолютно непринуждённую подростковую тусовку и максимально адскую её развязку.
Мистер Ноэ воспроизвёл в вольной творческой форме, добавив неона, драматургии и сверх/эстетики, грустные события 1995 года («Экстаз»). Тогда группа танцоров отмечала финальную репетицию, но кто-то что-то подмешал в напитки, и началось светопреставление — в прямом и переносном смысле. Для кого-то красивое, для кого-то печальное. Ноэ сообщал в одном из интервью, что намеренно повысил градус безумия, так, чтобы получилось что-то посередине между триллером и хоррором. Получилось. Плюс состояние героев — и некоторых особо впечатлительных и эмпатичных людей после фильма — очень сложно привести к балансу. Паника, неразбериха, клаустрофобия, страх смерти — разнообразные проявления состояния наркотического опьянения в тех случаях, когда человек не подозревает о том, что он что-либо употребил. И тут понятно: никто ничего не понял, всех понесло. Хаос, месиво, жестокость, насилие, ужас — и так далее. К сожалению, в подобных случаях не меньше страдают люди, оставшиеся в стороне от «праздника жизни» — но не в стороне от тех, кто этот праздник празднует.
Теперь из далёкого 1995 года перенесёмся почти на 20 лет вперёд — в 2014 год. А, ну и из Франции в Беларусь. Спайс вместо травки, подпольно, без легализации. Любого состава и за любые деньги — там, где наркотики под запретом, они максимально востребованы. Только эти ребята формально знали, что употребляют. Но последствия оказались не менее ужасающими.
Это и есть «Спайс бойз».