Наслаждаемся современным прочтением русской классикиЧесть и хвала создателям нового сериала 'Угрюм-река'. И это в то время, когда классику экранизировать совсем невыгодно. Не берутся - жалко денег, не отобьются. И лучше снимут очередной сериал про ментов и бандитов, чем замахнутся на великое и большое. Книгу Вячеслава Шишкова 'Угрюм-река', которая достойна экранизаций, последний раз ставили аж в 1968 'лохматом' году - и она бесконечно устарела - кинематографический почерк тоже стареет, кто бы не думал обратное и не кивал назад - а вот в советское время могли. Могли - но не так, как сегодня. Нужны современные прочтения классики. Очень нужны.
Да, новый сериал сделан очевидно совсем дёшево. Потому что 16 серий. Лезет театральщина - в плохом смысле этого слова, когда локаций минимум, место действия предельно сужено. Не будешь же всерьез рассматривать красивые пролёты на квадракоптере над реками и лесами как что-то необычное для современного кинематографа - такие кадры выдаёт любой видеоблогер-путешественник на Youtube. То, что денег потратили всё же мало, читается буквально во всём - в кадре нет даже солидной массовки, хотя в романе у Шишкова порой есть. Но сделано очень старательно. Режиссёр обошёлся малыми средствами. Что сложно, учитывая формат в 16 серий.
Главные огрехи в подборе актёров - Юлия Пересильд - Анфиса Козырева. Но что поделать?! Нет роковых женщин не только в российском кино. Вообще, в кинематографе и в современном мире почти уже победившего феминизма роковые женщины исчезли как класс. То ли женщины разучились быть женщинами в полном смысле этого слова - и сводить с ума мужчин. То ли актрисам просто не хватает харизмы. Ну а кто даже в Голливуде мог бы отыграть этот образ - любой не хватило бы либо красоты, либо таланта. Пересильд - талантливейшая актриса. Но в то, что может с ума сводить так, что за неё отец, сын и прочие мужчины готовы глотки друг другу грызть и смерть принять, совсем не верится. Но таков уж сюжет - такие были страсти, Шишков ведь описал реальную интригу в купеческом семействе, где дед был натуральным разбойником.
В остальном, подбор актёров прекрасный. С учётом того, какие сложные характеры показаны Шишковым - а это вам не салтыково-щедринский или гоголевский гротеск, есть даже реальные прототипы у героев... Балуев в роли Петра Громова великолепен. Кто бы ни говорил обратное. Сын разбойника, сделавший сильной рукой капитал, а потом утративший волю, много пьющий, идущий против собственного сына ради женщины, далёк от советского образа сибирского помещика Георгия Епифанцева (покуривающего трубочку) - но куда ближе к реальному образу. Александр Горбатов вообще прекрасно вписался в образ. Очень мало молодых актёров, способных воплотить этот простой образ - сильного русского мужика. Поищите типаж навскидку - чтобы не мышцы, а харизма - жесткого и яркого характера. Тоже выродились?! А Горбатов, уже заметный, и в 'Ненастье' по Алексею Иванову он и вовсе один из самых заметных персонажей, очень хорош. Образованный каторжник в исполнении Виктора Ракова, Дарья Мороз - сибирская эмансипе, Роман Мадянов - купеческая порода, Александр Яценко - приказчик, бесхребетный, хитрый, франтоватый и глупый, да и Юрий Миронцев в роли черкеса Ибрагима смотрится не карикатурно, хотя перед нами - не самый однозначный и довольно сложный образ. Великолепен и Следователь Голубев, сыгранный опытнейшим Сергеем Колтаковым.
Неправдоподобие, допущения, театральщина - да есть. Но предлагаю простить их создателям сериала по русской классике, которая так нужна - и именно в современном прочтении - когда у молодого зрителя имеются даже сложности в представлении того, что может быть такая роковая красота женщины (женственная, магическая, манящая), что мужчины падут у её ног, и готовы будут на всё, лишь бы никому её не отдать, и что мужик может быть настоящим мужиком, а не по совету психолога 'выплакать свою боль' и 'признать себя слабым', что он способен ставить перед собой амбициозные цели и добиваться их, быть не слабым, а грубым, сильным, властным и да - такие характеры не остались в прошлом, они есть - хоть и растворяются гендерные роли и страсти. Ибо описанное Шишковым - всё же природа человеческая, исказить которую не получится. И в сериале по русской классике этот важный момент прозы писателя показан.
Конечно, сериал может не понравиться, и разумеется, здесь есть к чему придраться. Например, нет правдоподобия - после месяца в тайге одежда недостаточно грязна, где бороды?! Может, и так, но мой прадед брился ножом в походах, заточив его о ремень, и я сам это позже видел, когда он был уже очень пожилым. Но, разумеется, всегда можно найти недостатки, если постараться.
Но сериал всё равно хороший.
8 из 10