«ДАУ» - это театральный эксперимент о том, как тратились большие деньги.Неизбежно, когда зритель из России воспринимает любое произведение о Советском Союзе – его внимание выделяет и подчеркивает, как многое из него осталось в повседневной реальности. Звук натянутых струн исторической синхронизации – это то, что объединяет нас, как зрителей. Если речь идет о задаче созданием искусства пространства для коммуникации – с этой задачей «ДАУ» справился.
Само рождение, существование проекта, вложенные в него средства говорят о не равнодушном и в чем-то противоречивом отношении общества к своему советскому прошлому.
Все фильмы проекта - это событие. «Дегенерация» или «Вырождение» - чуть более крупное событие, чем остальные – возможно потому, что в нем чувствуется влияние Владимира Сорокина, который занимался созданием сценария в самом начале. Позже он покинул проект и дал о нем интервью, в котором говорил о том, что Хржановский еще в работе над «4» увлекался социальной антропологией.
Несколько первых фильмов можно было посмотреть на фестивале в Париже, где они были представлены в виде инсталляции, а в апреле этого года на сайте dau.movie и на других интернет ресурсах стало возможным в России посмотреть вышедшие фильмы, среди которых «ДАУ. Дегенерация» - история, разворачивающаяся вокруг лауреата Нобелевской Премии Льва Ландау. Он был главным человеком, который занимался вопросом создания ядерной бомбы. Фильм основан на дневнике его жене. В качестве декораций в Харькове построили город, задействование большого количества актеров, напоминают «Метрополис» Фрица Ланга.
В фильме звучит речь не только российская, то так же англоязычная и это создает гораздо большее пространство, многозвучие. Так же можно обратить внимание на комическую составляющую, в основном имеющая абсурдистскую природу, когда нет конкретного объекта, вызывающего смех.
С точки зрения звука, в фильме используется прием, который знаком зрителям по работам Германа в «Хрусталев, Машину!». Он заключается в том, что реплика персонажа была как бы в ауте, она не доходит, а потом внимание кадра переходит на кого-то другого и конец фразы становится фоновой речью. Герман использовал это потому, что он показывал человека, находящегося в шоке, в ужасе, в репрессивной среде. Возможно, именно по этим причинам он используется в «ДАУ». Но не смотря на неудобство, звук соответствует общей органике, подходит к тому, что происходит в кадре. Речь не очень хорошо слышно в те моменты, когда актеры сами начинают тихо говорить. Люди часто сидят за столами в кадрах и это выглядит так, как будто камера допрашивает их, как следователь. Динамика съемки очень часто с рук и это может напомнить работы Ларса Фон Триера. Картинка все время темная, и кажется, как будто какой-то ребенок играет в куклы в темноте.
Фильм стоит смотреть из-за Ромео Кастелуччи, Марины Абрамович, Алины Алексеевы и из-за оператора - Юргена Юргеса, работавшего с Вимом Вендерсом и Фасбиндером.
«Дегенерация» содержит множество сцен насилия и откровенных сцен. Возникло множество скандалов, в основном режиссера обвиняют в неэтичном обращении с актерами.
Другие фильмы проекта которые стоит смотреть за тем, чтобы узнать что-то, что позволит собрать в единое целое все эти фрагменты.
(У меня не удалось).