Когда устал от стериального ЗападаСериал «Топи» я начал смотреть по двум основным причинам, которые и позволили мне открыть для себя невероятный по качеству исполнения сериал, который я с удовольствием смаковал на протяжении месяца.
Первое это конечно активная реклама сериала, который Кинопоиск продвигал везде, где только возможно. Но лично я впервые увидел трейлер-сериала еще до его выхода на ютубе. И дело не в самом факте рекламы, что «раз рекламируют, значит что-то хорошее»… нет. Дело в том, что мне очень сильно импонирует творчество Дмитрия Глуховского. Серия «Метро» показала, что Глуховский умеет писать не только качественные и уникальные истории, но и прекрасно умеет описывать делали быта и культуры России, которые будут понятны и приятны именно нам, гражданам нашей страны. Поэтому история мистической и запутанной трагедии села Топи где-то в глубинах Архангельской области — заинтересовала меня с первых секунд трейлера.
Вторая причина, почему я решил посмотреть сериал «Топи», это невероятная усталость от американского кинематографа, а особенно от сериалов, которые сейчас активно выходят в Netflix и Apple TV+. В сериалах и фильма (за редчайшим и каким-то удачно совпавшим исключением) о современной американской жизни нет ничего оригинального и творческого. Такие сериалы это чек-лист того, что нужно в современном сериале/фильме, чтобы никого не обидеть в сегодняшним мире, где правят «меньшинства» с тонкой душевной организацией. Собственно истории и актеры в таких сериалах, как например «Вечернее шоу», «Ради всего человечества», «Неортодоксальная» или фильмах по типу «Последняя капля» или «Палмер» служат лишь фоном и инструментами для выполнения этого чек-листа «никого не обидеть».
Вот именно поэтому я и обратил внимание на сериал Топи. Потому что трейлер и плашка «по сценарию Дмитрия Глуховского» обещали нам что-то оригинальное и очень интересное. Сегодня наш кинематограф обвешан ярлыками, что у нас ничего путного выйти не может, потому что и делать у нас не умеют. Но моя вера в сериал «Топи» полностью себя оправдала, потому что как оказалось — наши умеют, а особенно умеют, когда это делается не за государственные деньги и людьми, которые трезво смотрят на творчество, без штампов, ярлыков и они движимы стремлением сделать что-то хорошее и культурно значимое.
Не хочу пересказывать сухо сюжет истории (благо без спойлеров это невозможно), а лишь хочу отметить, что история в сериале замечательная. Пятеро молодых людей из столицы приезжают в загадочную деревню Топи, где с ними начинают происходить необъяснимые вещи. Это всё, что вам нужно знать перед просмотром.
О чем я хочу рассказать детально, так это про актерские работы и визуальную составляющую сериала. В этом сериале помимо отличных работ главных актеров Ивана Янковского, Тихона Жизневского, Анастасии Крыловой, Катерины Шпицы и Софьи Володчинской (которые для своего возраста и опыта играют не просто прилично, а настолько правдоподобно, что кроме как «верю» не скажешь) — есть актерские работы Максима Суханова, который в сериале назван просто как «Водитель» и Александра Доронина, который в сериале играет «Капитана» милиции в каноничной милицейской форме, фуражке и с усами а-ля Жилин (привет Антону Лапенко). Уровень таланта и профессионализма этих актеров в кадре зашкаливает настолько, что не стыдно было бы им выдать Оскара за лучшие мужские роли. Их персонажи, которые являются по сути самыми яркими представителями деревеньки Топи — это украшение сериала. Приятно думать, что такие актеры у нас сегодня есть и приятно осознавать, что когда тебя спросят, какие сегодня у тебя любимые актеры, ты можешь смело назвать таких актеров, как Доронин и Суханов.
Визуальная составляющая фильма сделана на высоте. Оператор сериала постарался на славу, чтобы это было и красиво, и масштабно и зловеще. В фильме очень органично переплетены большие панорамные виды, хорррорные приемы с бегущей за героем камерой и красивые визуальные переходы с обманом зрения, когда тебе кажется, что ты видишь один предмет, а он переходит в совсем другой и смотрится это как магия. Снято дорого и с большим трепетом. Благодаря абсолютно комплексному подходу к съемкам, сериал не выглядит камерным и дешевым. Мы прекрасно себе представляем географию места, где находятся герои. Все локации фильма можно разглядеть с разных углов и по сути в сериале выстраивается своего рода карта. И очень интересно наблюдать за передвижением героев, зная куда они идут и что их ждет.
Смело могу сказать, что художники-постановщики и Глуховский (попробуйте найти его камео в сериале) постарались воспроизвести в сериале всё, что близко и понятно русскому человеку. Детали деревенского и в целом российского быта вперемешку с новомодными явлениями по типу того, что в деревенской глуши герои ходят с 11 Айфонами и общаются в мэссенджерах. Наравне с приятными мелочами российского быта в сериале показаны те извечные проблемы, которые существуют в России. И ярлык «русофобские», которые суют везде и всюду здесь абсолютно неуместен. Создатели смогли показать проблемы современной России под таким углом, когда ты видишь их и говоришь себе «ну да, это правда, у нас такое есть». И как во многих больших фильмах или сериалах на западе, здесь нет заигрывания с большой политикой на уровне, что во всем виноват царь или не виноват царь, а может это бояре плохие. Здесь нет русофобоских или антироссийских штампов, что страна хорошая, а государство плохое или на тему того, что граждане России какие-то не такие. Нет. Здесь показана жизнь такая, какая она есть. В сериале нет высокопарных рассуждений о смысле жизни и будущем страны. Здесь показана жизнь разных людей без тыканья пальцем в виноватых. У каждого человека своя история за плечами — и только сам человек несет ответственность за своё существование.
И как итог, за семь часовых серий нам рассказана цельная история. Без ускорений, без срезов на поворотах. Для столь неспешного сериала, главная интрига которого полностью раскрывается под самый конец — это удивительно, как авторы смогли рассказать историю целиком, раскрыв все заявленные детали и не скатившись в быстрый финал, потому что нужно было скорее закончить сериал, как это было с недавним, например, мини-сериалом «Неортодоксальная», где три серии размашисто велось повествование с неспешными остановками на мелких деталях сюжета, а в последней четвертой серии быстро свернули это на обычный хэппи-энд без объяснений.
P.S. Смотреть рекомендую строго в озвучке «18+» с матюками, так как данная дорожка явно сделана как каноничная изначально. Именно в версии озвучки без цензуры раскрыт полный спектр эмоции героев и само по себе наличие матерных слов в лексике героев, смотрится максимально натурально и органично.
10 из 10