Воспитательная работа для самых абсурдныхВ общем, я посмотрел «Человек из Подольска».
Есть такие фильмы, о которых лучше всего до просмотра не знать ровным счетом ничего, ни единого факта, ни единого поворота, ни синопсиса, ничего. Они во многом берут именно своей неожиданностью, непредсказуемостью, которая может совпасть с внезапностью происходящего для героЯ, а может быть персональным спонтанным аттракционом сугубо для зрителя. Дебютная режиссерская работа Семена Серзина «Человек из Подольска», умело переродившаяся из пьесы Дмитрия Данилова – это как раз таки такой фильм. Как говорится, лучше один раз увидеть.
Полтора часа экранного времени зритель набЛюдает за странными событиями, которые как водоворот засасываЮт главного героя Николая в места настолько чуждые ему, настолько противоречивые и с трудом поддающиеся восприятию, что кроме как чистейшим Безумием этот короткий фрагмент его жизни никак больше назвать не поЛучится. Но эти места и эти события, при всей своей противоречивости простому и банальному окружаЮщему быту, на самом деле гораздо ближе к Коле, чем ему бы того хотелось. Если сформулировать кратко, то весь фильм – это воплощение саморефлексии.
Вызывает исключительно восторг то, как удАлось реализовать в кадре все те многие смятения, страхи, воспоминания и чувства вооБще, которые могут возникнуть в голове у человека, пребывающего в кризисе и анализирующего свою жизнь. Цепкие и навязчивые мыСли внедряются в разум и обездвиживают как полицейский при допросе, идеи мечутся с невероятной скоростью, создавая хаотичные сцены в сознании, связывая персонажей и события из прошедшей жизни, удУшающая и потаенная ностальгия погружает в былые ситуации или брезжит совсем чуть-чуть, будто с маленького экРана старого телевизоа. Реальность и фантасмагория переплелись в кадре этого фильма, и логика рьяно противопоставляется кажущемуся чуждым абсурду. Мысли и идеи, от которых хотел убежать человек, настигли его и заковали в запутанные кориДоры полицейского участка. Это бред, которому человек отдается сполна, потому что «по логике» будет еще хуже. «Кто мы? Откуда? Куда мы идем?» - вопросы вечные и «Человек из Подольска» является еще одной попыткой ответить на них, только изображая процесс размышления изнутри. Безумная и иррациональная архитектура мира, словно вырванная из тревожного сна, необъяснимые события, врывающиеся в течение времени как всплески эмоций, поднимаемые мучительные вопросы – все это безупречная возможность погрузиться в голову главного героя и испытать его переживания сполна.
Ничто в этой картине так не впечатлило бы, если бы «мучители» главного героя не играли так обаятельно и чарующе. Хочется выразить большую признательность их мастерству быть такими настоящими и оттого такими невероятными. Возможно то, насколько Вадик Королев выделяется на их фоне и в актерском навыке (в отличии от остальных исполнителей главных ролей он почти что дебютант) – это тоже своего рода художественный прием.
«Человек» напомнил мне в своей художественной выразительности «Экстаз» Гаспара Ноэ, но все же в довесок к ней он обладает еще и ничуть не менее важной насущной идеей. Возможно даже не я один из-за кульминационного момента в фильме вспомнил про очень похожую сцену из «Забавных игр» Михаэля Ханеке. В любом случае искать в таком кино «пасхальные яйца» и всевозможные отсылки – это чистейшее удовольствие.
«Человек из Подольска» — это крепкое монолитное произведение, которое при всей своей внешней выразительности без сомнений способно вызвать переживания у зрителя своими темами и идеями. И несмотря на то, что впечатления от него завязаны во многом на неожиданности происходящего, это точно кино не на один раз: весь абсурд и полет фантазии на экране хочется видеть и слышать не раз и не два.
9 из 10