Осторожно, спойлеры!
------------------------------------------------------------ ------------------------------------------------------------ ------------------
Заинтересовавшись упоминанием удачной роли Евгения Цыганова в фильме Владимира Мирзоева «Как Надя пошла за водкой», решила его посмотреть. Пока смотрела, меня не оставляла мысль, что сюжета там на короткометражку, а снят почти полный метр (78 мин.). В загородном доме, некогда вполне приличном, живут две сестры — Надя и Валя. Старшая Валя считается, очевидно, умной, хотя в глаза это не бросается, а младшая Надя считается, очевидно, красивой. Старшая такая несколько витающая в облаках хозяйка, которая, по-видимому, не работает, младшая вроде бы работает (в одном месте она упоминает, что ей в понедельник на работу), но при этом любит потусоваться на вечеринках и крепко там поддать, хотя от последнего и старшая не отказывается. И вот однажды после такой вечеринки выясняется, что Надя привела в дом какого-то Алексея, который ближе к вечеру, наконец, просыпается. Они пытаются завязать какой-то разговор, не очень удачно, после чего Надя отправляется за водкой, которую надо взять из морозильника и пропадает, а Валя тем временем все-таки начинает разговор с Алексеем, в ходе которого выясняется, что он неудачно женат, жену этот якобы «интеллигентный» человек в душе зовет псиной, при этом сам уже годами мечтает о какой-то девушке, которую случайно увидел в парке на скамейке, теперь она постоянно присутствует в его пьяных, судя по всему частых, фантазиях. Валя рассказывает о своей призрачной любви, из-за которой она продала квартиру и отправилась в город своей мечты Венецию, который ее глубоко разочаровал. Валя решает, что Алексея «надо спасать» и приступает к процессу, Алексей же, заподозрив это, сбегает.
Я посмотрела фильм поздно вечером, поэтому искать информацию уже не стала, а сегодня все-таки со свойственным мне занудством этим занялась. И выяснила интересные вещи. Оказывается, некогда драматургом Ириной Васьковской была написана одноактная пьеса под названием «Русская смерть», которую тот же Мирзоев в 2018 году экранизировал, сняв короткометражный фильм под тем же названием, который вошел в альманах «Время женщин», который заканчивается как раз эпизодом бегства Алексея и последующего разговора сестер про русскую смерть и конец света. Однако через некоторое время Мирзоев решил продолжить сюжет и доснял вторую часть, пьесу искать не стала, так что не знаю, чем там кончается, но подозреваю, что как в короткометражке.
Теперь о впечатлениях. Соглашусь, что здесь Цыганов несколько поживее, чем обычно, немного напрягает, что герой — опять алкаш, вообще темы алкоголя в русской действительности как-то многовато, реалий не знаю, возможно, так оно и есть, особенно в случае персонажей определенной возрастной категории. Женщины играют тоже неплохо. А вот к развитию сюжета есть некоторые претензии, хотя, конечно, чувствуется, что режиссер пытался что-то нам сказать, как ему казалось, оригинальным способом. Конечно, там присутствует сатира — и в изображении персонажей, и в их репликах, чего стоит хотя бы упоминаемый Алексеем в качестве книги, которую он читает, и которую он непременно хочет иметь у себя, «Архипелаг Гулаг», в конце мы узнаем, что он сам вроде писатель и намерен дописать начатую повесть, а до того, видимо, сидел на шее у жены, работающей в страховой компании. Конец тоже весьма неясный — то ли Алексей снова сбежал, и сестры сжигают его книги на костре — жест сам по себе неоднозначный, непонятно с каким намеком, то ли еще что-то произошло, остается только гадать.