Это Казахстан? Казахстан, да?Главным источником удовольствия от просмотра любого сегмента «Бората» (или фильма в целом) является наблюдение за тем, как «нормальные» люди, попавшие в непривычные для них ситуации, пытаются выбраться из столь затруднительных обстоятельств. Первый «Борат» в основном был аполитичным, заинтересованным в разоблачении американского лицемерия. Что ж, как бывает, правда – чуднее вымысла, даже если понятия истины в этом случае попросту не существует. Продолжение, конечно, больше напоминает пропагандистскую кампанию в поддержку Байдена, но надо отдать должное: Коэну потребовалось 14 лет, чтобы вернуть Бората на экраны. Осознавая, что этот персонаж стал жертвой собственного успеха и более не мог дурачить людей, в сиквеле казахского репортера эксгумируют со всем возможным цинизмом: он получил развитие в правильном направлении и не является слепой копией оригинала; всё же в сиквеле добавили интересные, актуальные для современного мира идеи.
«Борат 2» не такой свежий, но этого следовало ожидать. Сама концепция потеряла оригинальность. Чтобы это компенсировать, Коэн нацелился на более крупные цели для своей фирменной сатиры: президент Трамп, его окружение и их политика. В данном случае в сиквеле «Бората» большую роль играет монтаж. Лучшими сценами по-прежнему остаются те, в которых Борат взаимодействует с американскими обывателями: пластическим хирургом, сторонниками республиканской партии, каким-то реднековским быдлом. Да, казахский репортер поет песни о том, как хорошо устроить Обаме уханьский грипп, весьма фривольно танцует со своей экранной дочкой, а также переодевается в карикатурного еврея и посещает синагогу.
История, в той мере, в которой она имеет значения для подобного рода провокационных фильмов, на самом деле не очень-то и важна. Проведя более десяти лет в ГУЛАГе, Борат Сагдиев освобожден при условии, что вновь поедет в США и вручит взятку Майку Пенсу в виде обезьянки. Шимпанзе, увы, умирает по пути из Казахстана в США. Планы вождей меняются, а сам Борат решает преподнести Пенсу в дар свою пятнадцатилетнюю дочь. Дочка же впитывает идеи феминизма и свободы и совершает святотатство – более не считает себя собственностью своего отца!
В связи со своим провокационным содержанием, сиквел «Бората» вызывал большой интерес СМИ, однако, если честно, скандального материала тут поменьше, чем в первой части. Похоже, многие реальные участники выходок Бората были в этот раз сбиты с толку и пытались успокоить визави. То есть фальшивый казахский журналист вызывал у них презрение, при этом «засланных казачков» сразу можно заметить: опять же, по их реакции на чудачества протагониста или его дочери.
С другой стороны, если рассматривать «Борат 2» как художественный фильм, то, как и в оригинале, здесь использован прием чужака вне своей среды, чтобы подчеркнуть культурные нормы американцев. В этот раз темы более табуированные: расизм и бытовое женоненавистничество. Коэн собирается расправиться с ними отнюдь не тонким образом, а с помощью кувалды сатиры. Борат обнажает свои недостатки и, несмотря на то, что Сагдиев так относится к своей дочке, этот художественный прием позволяет раскрыться его собеседникам, пускай временами и «виртуальным». «Борат 2» временами забавный, но чаще всего неудобный, именно от осознания того, в какой реальности мы живем. Как политическая сатира же, сиквел «Бората» выглядит проектом скорее случайным, но стоит сценарию проехаться по администрации Трампа, он делает это с удовольствием.
«Нраица», как сказал бы сам Борат – этот проект мрачный, но всё же веселый, по-хорошему грубый и, как ни странно, являет собой нечто большее. Смелая и дискомфортная, сардоническая комедия вновь вскрывает ядовитую смесь высокомерия и невежества Америки (да и, наверное, любого современного социума в целом), поэтому вполне уместно, что самый «известный» репорт Казахстана вновь вышел на связь именно в 2020-м: во времена разногласии, уверенно шагающей толерантности (на грани с фашизмом) и, само собой, печальной пандемией. Взгляните на новости реального мира: немудрено, что в этом абсурде в другом мире, т.е. мире искусства, нашлось место такой персоне как Борат. Так или иначе, взгляд на деяния этого эксцентричного человека, без сомнения, представляет собой этакий идеологический тест Роршаха: в контексте «жизни белого человека» он вызывает шок, отвращение, смех, однако, стоит отметить, эпоха эта закончится не скоро. Эх, не Борат ты мне!
7 из 10