Что будет, если человек столкнется с опытом, который он не сможет осмыслить в рамках своей системы координат? А другого способа понять происходящее он найти не сможет. И чем больше он будет стремиться понять, тем больше будет запутываться. «Последняя волна» принадлежит к наиболее сложным и сюрреалистическим фильмам Питера Уира. В ней он показывает попытки европейца осмыслить магическое мышление аборигенов. Одно дело описать мысли аборигенов, и совсем другое – начать воспринимать мир подобно аборигену, да еще увидеть себя через такое восприятие. Может быть, в итоге герой увидит нечто скрытое, не доступное европейцу, а может, он просто сходит с ума. Его опыт становится все более ярким и сильным, но в то же время и более опасным. В конечном счете он обогатится по максимуму, вопрос только в том, что это будет.
В фильме нет четкой идеи или определенных ответов. Скорее режиссер ставит вопросы, на которые даже не думает отвечать. Поэтому картина интересна не столько сюжетом, сколько символизмом, визионерскими приемами и использованием звука. Общей атмосфере удается вызвать соответствующие эмоции страха между замешательством и помешательством, за которым мысль просто не поспевает.