Обычно никогда не смотрю актерский состав, задействованный в той или иной европейской киноленте. Я и своих-то, российских знаменитостей, знаю через пень-колоду, что уж там говорить о немцах, англичанах, итальянцах или французах. Да и какая мне разница, кто там будет играть главную скрипку, а кто выступит в подтанцовке? Никакой. Перламутрово мне как-то. Начнем просмотр, сориентируемся: кто, кого и как играет. И стоит ли смотреть имя-фамилию, когда по экрану неспешным, прогулочным шагом, пойдут финальные титры.
По отношению к «Последнему стрелку» данная традиция стала стратегической ошибкой. Кабы знать, что главную роль – 92-х летнего ветерана Второй мировой войны Арти Кроуфорда будет играть Пирс Брендан Броснан… Тот самый Джеймс 007! Кабы знать, я бы восемь раз подумал, прежде чем искать этот фильм в интернете.
И не только потому, что по мнению многих рецензентов даже килотонны качественного грима не позволяют трансформировать семидесятилетнего Пирса (этакого душку Чарли-Пулю) в старика на девяносто два и три четверти: «Да, что вы!! Ну, максимум, на что потянет Пирс в этом гриме с двумя искусно сыгранными одышками на десяти метрах… Максимум на девяносто один! Но никак на девяносто два и три четверти».
Не в этом дело. Мы смотрим художественный фильм. В котором есть место определенным условностям. И если мы знаем, что главному герою 92 и ¾, так тому и быть. Даже если Пирс сыграет не на 91, а на 80. Но Пирс сыграл честно. Не филоня и не увиливая от ответственности. Как и должен был сыграть профессионал высокой пробы. Но… Его аура супер-агента неотступно следует за ним.
Поэтому… как в той песне одного из модных нынче исполнителей: «Я табе не верю!». Не верю испугу молодого Арти, попавшего под усиленный ружейно-артиллерийский огонь со стороны немцев. Несмотря на то, что молодого Арти играет совсем и не Пирс. Но ведь это он… Пусть и молодой, но это Джеймс! Который просто априори не может испугаться!!! Сейчас… Вот сейчас он достанет из потайного кармана складной станковый пулемет Виккерс… Или Браунинг. Ну, Льюис на самый худой. И начнет крошить этих немцев в капусту. Ну, Пирс, Джеймс, давай… давай, родненький! Ну, чего же ты медлишь?!!
В общем, как на мой взгляд, самый неудачный кастинг из всех неудачных кастингов. Уже выбор исполнителя главной роли вносит нотку недоверия к тому, что происходит на экране.
Плюс сценарий… Я просто поражаюсь, как из потрясающей фактуры – реальной истории Бердана Джордана, восьмидесяти девятилетнего британского ветерана, сбежавшего из дома престарелых, чтобы попасть на празднования 70-й годовщины высадки союзных войск в Нормандии, сделать такую откровенную бяку… Сценаристу надо было очень постараться. И он, назло всем нам, это сделал. «Постарался».
Может, и спорный вопрос, но на мой личный взгляд, сценарий, - сплошной набор штампов и клише, в который по максимуму добавлено сопливой слезливости. Ну, например, женщина, которая, когда выясняется, что паспорт Арти просрочен 17 лет тому назад, помогает ему пересечь две границы, оказывается не только внучкой француженки, в годы войны прятавшей сбежавших из плена британских военнослужащих, но и больна раком. Вот днями уже нужно ложиться в больницу. И исход операции совершенно непредсказуем. А у неё двое детей. И нет мужа. Зал, переварив всё это, вываленное на него в течение минуты, должен рыдать, как один человек.
Или, естественно, как же без этого, в пути к конечной точке маршрута, Арти должны подвезти ветераны войск СС, которые тоже… Тоже едут на празднование 75-летия высадки союзных войск в Нормандии. Ну, и конечно, при прощании Арти пожмет руку немецкому ветерану, который 75 лет тому назад, вполне возможно, убил его лучшего друга. Снова весь зал, как один человек, должен рыдать от умиления?!
За рулем большегрузной фуры, подобравшей Арти по пути в Дублин, после того, как сломался рейсовый автобус, оказывается женщина-водитель. Знай ирландских женщин, которые не только коней на скаку останавливают (знают историю родной страны лучше, чем все вместе взятые профессора Оксфорда и Гарварда), но и в горящие избы входят (без всяких анализов определяют, что у Арти сахарный диабет и, чтобы он не впал в кому, ему в рот нужно влить банку «Кока-Колы»). Зал хором кричит «Браво!» и аплодирует стоя.
И этих штампов и клише… Весь фильм. К финалу просто устаешь от предсказуемости и ожидаемости.
Хотя, есть и неясности. Ну, например, что за скелеты в шкафу 75-летней давности, которые заставляют Арти сбегать из дома престарелых и ехать кучей перекладных в Нормандию? Его лучший друг, Чарли, - вернулся к нему, оцепеневшему от страха за стволом дерева, и потому погиб?! Но Чарли не вернулся. Это Арти остался стоять на месте, а Чарли пошел в атаку, где его и накрыло разорвавшимся в непосредственной близости снарядом. Арти убил Чарли? Как?! Был приказ. Чарли его исполнял, как мог. Ну, так получилось. Не повезло ему. Повезло Арти. Но при чем тут он? За что он винит себя в смерти друга? Это была война. На ней выживают далеко не все. Или скелет в том, что Арти написал за Чарли прощальное письмо его любимой девушке Мэгги, а потом и женился на ней? Но что он написал в том письме для зрителя так и остается загадкой.
Да и вообще, а нужны ли сценарию эти надуманные скелеты? Просто пришло время. И надо навестить друга, который ушел 75 лет тому, чтобы сказать ему, чтобы ждал. Скоро, мол, и я… Извини, что так долго заставил тебя ждать. Так уж получилось. Но теперь, - уже скоро. А что и как было за это время, тебе пока Мэгги расскажет. Вы же, наверное, уже встретились?..
И все. Зачем эти надуманные скелеты?
Да и вообще, как-то до безобразия поражает наивность этих европейцев, когда репортер, готовящий репортаж об Арти, как последнем, оставшемся в живых стрелке своего полка, вдруг, увидев воинское кладбище, восклицает: «Что?!! Так много?! Так много здесь погибло?». Он что, готовя свой репортаж, даже не удосужился заглянуть в интернет, чтобы уточнить, что происходило на пяти нормандских пляжах 6-го июня 1944 года?! И чтобы он сказал, узнав, например, сколько наших солдат и офицеров погибло подо Ржевом?! Вполне вероятно, после такой информации вся Европа на несколько лет впала бы в Великую Депрессию. Только уже не экономическую, а психологическую.
Как сухой остаток. Не хочется быть сильно категоричным, но… Похоже, совершенно не умеют снимать в Европе фильмы о войне. О людях на войне. О ветеранах той войны. Ну, за исключением разве что немцев. Перед теми людьми, которые сняли «Das Boot» и «Сталинград» можно снять не только шляпы… Очень не хочется быть столь категоричным. Но посмотрев «Последнего стрелка» иного вывода сделать просто не могу. Хотя, очень не хочется. Поэтому, если вдруг… Кто-то посчитает возможным кинуть ссылку на стоящее европейское кино о Второй мировой, буду премного благодарен.
P.S. Если кого-то вдруг удивит позитивная оценка, поставленная мною «Последнему стрелку». Это просто - благодарная память тем парням, которые честно исполнили свой воинский долг и навечно остались лежать в чужой для них, французской земле… Светлая им память. Которую не омрачат даже вот такие фильмы.