Спорная юридическая процедура Их там не Легион, конечно. Одного Нефариуса вполне достаточно, чтобы Эдвард Уэйн Брейди совершил несколько убийств и оказался наедине с доктором Джеймсом Мартином, атеистом-психиатром, который будет решать вопрос о вменяемости Эдварда на перекрёстке судьбы с направляющим столбом «электрический стул – лечение». Диссоциативное расстройство, все эти альтер-личности или…
Что их страшит? То, что может соорудить плотник, но фильм не об этом.
Чему они радуются? Нефариус радуется, когда Джеймс говорит, что сам будет решать, как ему жить.
Что их приводит в состояние восторга? То, что показано в сцене с обратным отсчётом. 5, 4, 3, 2, 1. Наслаждение пронизывает всё существо Нефариуса. Ликование победы. Будто ещё один мяч в ворота противника, и кто-то из твоих корешей сделал голевую передачу. А безмозглый игрок противника забил в свои ворота.
Что их веселит? Как по мне, то фильм как раз об этом. О словах. Об умных словах. Иногда на латыни. Они выходят из существа Нефариуса, из уст Эдварда, гулко отражаются от стен слабо освещённой тюремной камеры (откуда пошло выражение «камерное кино»?), проникают в голову Джеймса и иногда вылетают через другое ухо, порой же застревают где-то между профессиональным и личным, а личное реагирует стрессом, недоумением, злостью. Да, фильм как раз об этом – «ассоциация профессионального и личного, или какими словами мутная альтер-личность собеседника может докопаться до вашего нутра». Профессиональное хочет узнать правду – для этого он сюда пришёл. Оно опирается на свои слова: «свобода», «грамотность», «терпимость», «плюрализм», «диссоциативное расстройство», «зло – это социальный конструкт», «эвтаназия». Нефариус смеётся – фиговые листочки профессиональных слов быстро заканчиваются, а умных слов ещё очень много, и они тяжелы, как стрелы… Профессиональное уже видит правду. Личное разбухает, мечется в клетке подобно осуждённому, впитывает стрелы вновь и вновь. Отдаю должное Джеймсу, он держался крайне хорошо.
Выборка из 11 рецензий критиков. Две положительные, одна холодно-нейтральная, восемь резко отрицательных. Последние сыплют профессиональными словами Джеймса: «манипулятивный мусор», «культурная война против вольнодумца», «нетерпимый и деструктивный деспотизм», «бесчувственные правые взгляды». И, конечно, «спорные медицинские процедуры». Если кто-то движется, а вы словами или действиями делаете так, что больше не будет двигаться, то это называется убийством. Это просто. Не смешное для Нефариуса «прерывание беременности», не «спорные медицинские процедуры». Это убийство. Не ужасы, не триллер. Фильм о правильных словах. Их здесь было всего четыре.
7 из 10
Оригинал