Мульт, ставший в свое время прорывом в графике, провалился в прокате. При бюджете в 137 млн., он собрал только 85, и это уничтожило компанию Square Pictures, для нее этот фильм стал первым и последним. Тому есть несколько причин.
Во-первых, у фильма нет целевой аудитории. Для детей он не яркий, не эмоциональный и не красочный. Для подростков – не веселый, не страшный, не романтичный, инопланетяне не раскрыты, боевые сцены просто никакие. Для взрослых он не жизненный, и в нем нет глубины, только иллюзия таковой. Наконец, для игроков он не связан ни с одной игрой одноименной серии (это уже смахивает на обман фанатов). Да, для игр Final Fantasy вообще характерно иметь разные части о разных мирах и героях, но речь шла об экранизации определенного бренда, а они решили экранизировать одно название. Вот это полнейшее нежелание думать о зрителе уничтожает фильмы практически всегда. Да, возможны исключения для неких гениальных произведений, способных покорять весь мир с наскока, но ставить 137 млн. на то, что у тебя это получится с первой же попытки, было нелепо. Авторы были мечтателями, они настолько верили в успех, что уже планировали сделать из Аки Росс виртуальную звезду, которая потом будет жить как Gorillaz и Хатсуне Мику. Не рановато для наполеоновских планов?
Во-вторых, нет сюжета. Да, герои кого-то стреляют, куда-то летают, но ни один персонаж не раскрыт и не запоминается, они там все пушечное мясо, которое авторы ввели, чтобы быстро сливать. Ни одно место действия не вызывает интереса, да и вообще локаций-то нет: в то время, как в других фильмах играют на колоритных городах, пейзажах, красочных мирах, здесь одни тесные как задница коридоры. Романтическая линия слабейшая, злодей просто никакой, концепция Гайи переврана. Каких-то интересных поворотов практически нет. Ну кроме одного: "А как же вторженцы выжили на осколке планеты? А никак, это призраки." Ну как бы да, это интересный поворот, но из него потом ничего не следует.
Также, фильм задает определенный концепт: чтобы история состоялась, надо собрать восемь духов, чтобы запустить в конце мощное заклинание. То есть главгерои заняты гриндом! Это могло бы быть сюжетом для плохонькой игры, но не для фильма же. Ладно, допустим, у нас есть фильмы, в которых сюжет – это набор сайдквестов, например "Угнать за 60 секунд" или "Запрещенный прием", но там каждый предмет – отдельное приключение, динамичное, красивое, каждый раз разное. Это всё равно сомнительная концепция, она мне не нравится, но с ней хотя бы можно работать. Мульт длится примерно 100 минут, и теоретически можно было уместить в него восемь интересных сцен про сбор покемонов... Но ведь он начинается с того, что мы уже почти всех поймали, осталась только парочка. Представьте, что "Терминатор 2" начинается с того, что герои уже недавно взорвали Кибердайн. Что это за огрызок истории? Особенно нелепым мне показалась деталь, что последним компонентом противопризрачной субстанции оказался собственно один из призраков… Какой-то особенный призрак является противофазой сам себе? Ну это какой-то рандомный бред из детской игры во дворе.
И ведь призраки-то абсолютно безликие, к ним не развивается какого-то отношения. Даже у всякой там Годзиллы, вампиров, роботов, чужих, хищников есть какая-то личность, какое-то лицо, к которому развивается определенное отношение. А тут герои имеют дело с… явлением. Световые щупальца сваливаются на них как пожар. Ну и что?
И наконец, самое странное решение в концепции: постоянно болтать про Гайю, про Землю, про важность жизни и души, и показывать при этом одни черно-синие коридоры. Это прямо противоречит всем установкам Final Fantasy, которая изначально строилась на красивых роскошных технофэнтези мирах, на чувстве пережитого огромного путешествия, не только физического, но и путешествия духа. И его тут нет. У героев сразу есть технологии, ресурсы, армия, корабли, они сразу знают, что им делать, у них есть какая-то тактика, и они ее придерживаются. Полеты по космосу для них – не чудо, а работа. Ну да, с ними происходит волшебство, связанное с Гайей, но и о нем они знают изначально. В фильме рутинизировано всё, что могло бы дарить впечатления.
У фильма нет концовки. После кульминации он прекращается сразу. Ну да, герои победили, но авторам даже нечего было сказать о том, что произойдет дальше с этими людьми и миром, потому что ничто из этого не было интересным.
Таким образом, смотреть тут кроме графона особо не на что. И по своим временам он действительно был фантастическим, но сейчас это всего лишь уровень средней кат-сцены в играх. И нет, я не считаю, что это был какой-то плохой, бездарный или вредный проект. Напротив, авторы старались, верили, они пытались делать с душой, героиня красивая, есть попытка создать эмоциональную связь зрителя с чем-то философским, космическим, глобальным. И у меня даже есть симпатия к мутной, не так сделанной фантастике. Но… не получилось. Это очень искренне, но очень слабо и непрофессионально.