За лесами «Трансильвания» значит «залесье». Иной облик цивилизации, открывающийся Вам после опасной попытки узнать точное число медведей в пограничном лесу. Рациональные немцы называли Трансильванию по-своему, Семиградьем. Бессмысленная попытка навести порядок за лесом, возведя там семь крепостей. Современные крепости носят новые имена – Европейская интеграция, Экология, Мультикультурализм, Технология, … Пусть строят – и чем выше и недоступнее крепости, тем лучше. Лишь иногда они могут быть полезными – например, для того, чтобы пойти и сделать МРТ.
Но не стоит пробовать строить себе домик у крепостной стены. Его архитектура вряд ли впишется в местную традицию отмечать Рождество памятью о многовековой межплеменной вражде, бережно хранимой в ежегодном состязании жителей гор с жителями долин за приз, которым стал Сочельник. Не самое многочисленное местное племя называет (католическую!) церквушку только своей, а детки вместо рождественских сюжетов вспоминают на утренниках претензии жителей Мунтении к молдаванам. И вот в этом пышущем традицией месте Циля решила построить себе домик рядом с Мультикультурной крепостью, взяв на работу в пекарню нескольких азиатов. Циля, неужели они для того цыган выгнали, чтобы через годы «спокойствия» принять азиатов?
Кристиан Мунджиу обращается к истории, действительно имевшей место несколько лет назад, когда венгерское меньшинство восстало против мигрантов из Шри-Ланки, прибывших в село на работу. Режиссёр продолжает развивать тему небольших закрытых сообществ, начатую в фильме «За холмами», внутренняя логика поведения которых поясняется (но не познаётся – это, видимо, невозможно для наблюдателя) лишь глубоким погружением в среду. Также в образе Маттиаса, любовника Цили, развивается тема воспитания и заботы о ребёнке, начатая в «Выпускном». Вместо образованного врача Ромео – сельский мясник Маттиас, не меньше интеллигента обеспокоенный миром, в котором будет жить его ребёнок.
Мунджиу называет свою работу снимком, диагностирующим, словно МРТ, сознание общества в период тревоги о состоянии здоровья. Ребёнок Маттиаса, мальчик Руди, внезапно переставший говорить, становится в фильме накопителем тревоги. Маттиас должен успокоить сына и подготовить его – но к чему? К тому, чтобы постоять за себя? К выживанию в дикой природе? К жизни в условиях межплеменных конфликтов? Они уже лишили добрую половину жителей индивидуальности и вызвали к жизни нечто, приблизившееся к селу на расстояние выстрела. В какую сторону он будет направлен и как долго продлится война? Или, может, мы будем продолжать, как и Циля, наслаждаться общением и классической музыкой? Вернёмся к этому снимку лет через 10 и узнаем ответ.
8 из 10
Оригинал