Надежда есть всегда. Это не про возможность увидеть великолепное кино – тут все не столь однозначно. Это основной посыл фильма. Сам «Запах» порождает массу вопросов, отвечать на которые лучше даже не пытаться.
Итак, жил мачо-военный Фаусто, был королем на пире жизни. Но ослеп и превратился в полного лузера. Жить в радость уже невозможно. И теперь он зависит от других, чью помощь вынужден принимать. Он ненавидит себя за беспомощность и ненавидит тех, кто ему помогает, за что постоянно с ними груб и пренебрежителен. Первый вопрос: какое мне как зрителю до всего этого должно быть дело? Какой жанр не возьми, раз в центре персонаж, значит, он должен вызывать какие-то чувства, положительные или отрицательные – это уже другой вопрос. А в случае Фаусто возникает лишь вопрос «и что?» Далее мы узнаем, что Фаусто научился использовать слепоту как способ развлечения. Он для собственного удовольствия издевается над людьми, пользуясь тем, что они ему сочувствуют. Но несмотря на все старания доставить себе удовольствие таким путем, счастливее слепой не становится. И снова: «что с того?»
Две трети фильма – это не занимательные приключения героев по пути к пункту назначения, которые ничего не дают, ничего не раскрывают, кроме характера главного героя. Не часто встретишь фильм, в котором экспозиция продолжается целый час! На моей памяти это первый. Наконец, начинается действие, которое угадывается по ходу пьесы. Фаусто решил напоследок отжечь в жизни по полной. Тут нам ставят вопрос: есть ли в жизни смысл, если ты беспомощный слепой? Как вдруг неожиданно вместе с экзистенциальным посылом в полный рост возникает любовная линия. Что касается любви молодой девушки к не молодому, слепому чудаковатому мужику с мотивацией «люблю и все» – не верю. Такая любовная линия хорошо подошла бы фильму о превратностях человеческой психики, но «Запах» явно не про это. Конечно, фильм построен на контрасте. Фаусто моментально чувствует запах женщины, но не тот и не в то время. А потом Фаусто понимает, что он не так силен, как ему казалось. И слабый человек может принять помощь другого. Мне метания Фаусто напомнили эпизод из фильма «Даун Хаус». Тот, в котором Ипполит написал рассказ, как он хочет прекратить этот балаган, прочитал его братве, а дело до конца не довел. А братва из под столов повылазила и забила Ипполита насмерть за недобросовестное отношение к поставленной задаче. Так вот, в истории Ипполита жизненной правды на порядки больше, чем в истории Фаусто. «Запах», конечно, оптимистичный фильм. Он утверждает, что смысл жизни есть, нужен только правильный человек, а он найдется. С этим можно согласиться, только показана надежда должна быть хоть как-то убедительно. В «Запахе» она бьет рекорды неубедительности.
Удивительно, но американский ремейк от оригинала сильно отличается. Понятно, что место и время действия другие, но дело не только в этом. Голливудские мастера убрали весь «взрослый» контент и заменили на гламур и сопли. Улучшили так улучшили. Страшно представить, что было бы, если бы они попытались фильм ухудшить. Однако заокеанские подражатели хотя бы озаботились тем, чтобы характеру главного героя предать развития, показать, что полученный опыт дал ему искомый смысл жизни. Сделали они это на уровне мыльной оперы, но хотя бы пытались.