Осторожно, спойлеры!
------------------------------------------------------------ ------------------------------------------------------------ -----------------
Посмотрела один из первых фильмов, снятых Клодом Соте, названный в российском прокате «Раскаленный асфальт», в оригинале Classe tous risques (Классифицировать все риски), 1960. Он был поставлен на основе романа Жозе Джованни (Жозефа Дамиани), которого мы знаем как автора романов и сценариев, например, к таким фильмам как «Дыра» (о нем здесь не так давно писала), «Двое в городе» (который он сам и поставил)и др. В нем рассказана некоторая часть истории Абеля Даноса, в фильме переименованного в Абеля Давоса (Лино Вентура). Его уже очень давно разыскивает полиция, по этой причине он решает вернуться из Италии, где он скрывался в последнее время, в Париж, для чего обращается за помощью к своим прежним подельникам, ни один из которых не собирается сам ему помогать, хотя их теперешнее благосостояние, а временами и жизнь, зиждется на помощи Абеля, они нанимают молодого вора Эрика Старка (Жан-Поль Бельмондо), покупают подержанную машину скорой помощи и отправляют его за Абелем. Тот отсиживается несколько дней в Ницце, у старого знакомого, который тоже выставляет его в конце концов, поскольку после перестрелки на границе полиция прочесывает все гостиницы. Самая большая сложность состоит в том, что перебираясь во Францию вместе с женой и двумя детьми, а также со своим подельником, они попали в перестрелку, жена и друг погибли, а он остался с детьми, так что стал очень приметен, ему нельзя вместе с ними передвигаться по улицам. Поначалу все складывается более или менее удачно, Старк забирает его, они уже едут, но тут опять случается непредвиденное — Старк замечает на обочине дороги дерущихся мужчину и женщину, останавливает машину, вступается за женщину и в конце концов сажает ее в машину. Они добираются до Парижа, но там никто особенно не собирается приютить Абеля, это делает всё тот же Старк. Детей Абелю удается пристроить, но сам он в конце концов заканчивает плохо.
В принципе фильм очень неплохой, хорошие актеры, даже сценарий и постановка для первого самостоятельного опыта тоже неплохи. Но вот есть некоторые обстоятельства, которые вызывают некоторое внутреннее сопротивление. В фильме нигде не говорится, за что Абеля так рьяно и много лет разыскивает полиция, там он выступает хотя и бандитом, но с некоторыми проблесками человечности — он любит своих детей, всегда помогал своим друзьям, даже выбрасывая за борт хозяина катера, он бросает ему спасательный круг, благодаря чему полиция затем получает свежие приметы Абеля, правда, убивает он тоже без лишних колебаний. Эрик Старк, будучи простым молодым вором, тоже хороший парень, он на самом деле помогает Абелю и именно его Абель потом просит присматривать за детьми, которых он пристроил к другу своего отца. А ведь на самом деле Абель Данос был не только крупным бандитом, он был одним из палачей парижского гестапо, активно сотрудничал с ними, о чем в фильме не говорится, с ним Жозе Джованни познакомился в тюрьме и, видимо, там проникся его «благородными качествами», интересно, как он это в книге отобразил? То есть мы видим, что если не принимать в расчет то, чем занимаются эти люди, скольких людей в ходе этой своей деятельности они успели убить, то выясняется, что и у них есть много чего хорошего. Читала, что Клод Соте, узнав потом про то, кем был на самом деле Данос, сказал, что знай он это раньше, возможно, не стал бы снимать и фильм о нем. Откровенно говоря, в это верится с трудом, поскольку в то время такого рода процессы широко освещали в прессе, об этом много писали. Что интересно, так это то, что и другие (критики, публика) тоже как бы не уловили связи героя фильма с тем бандитом, поэтому фильм был весьма популярен, правда, не сразу, а через три года после выхода. В первый год с ним конкурировал другой фильм с Бельмондо - «На последнем дыхании».