Я крайне редко пересматриваю фильмы, но есть один фильм, который я пересматривала не раз, бывало так, что не будучи в состоянии выбрать подходящий для очередного просмотра фильм, я просто включала и смотрела этот фильм. Да, конечно, Этторе Скола — один из моих любимых режиссеров и мне нравятся многие его фильмы. Но этот фильм для меня
дальше
Я крайне редко пересматриваю фильмы, но есть один фильм, который я пересматривала не раз, бывало так, что не будучи в состоянии выбрать подходящий для очередного просмотра фильм, я просто включала и смотрела этот фильм. Да, конечно, Этторе Скола — один из моих любимых режиссеров и мне нравятся многие его фильмы. Но этот фильм для меня вне конкуренции — это фильм «Бал»/Le bal (итальянское название Ballando, ballando), 1983, созданный на основе музыкального спектакля французского театра «Театр дю Кампаньоль Жана-Клода Пеншена, который и сам снялся в одной из ролей в этом фильме. Действие фильма происходит в небольшом парижском танцевальном зале, где регулярно собираются завсегдатаи танцевальных вечеров. Фильм состоит из шести эпизодов — 1936-го (победа «Народного фронта»), 1940-го (война), 1944-го (оккупация и освобождение), 1946-го (Jazz de Paris), 1956-го (отцы и дети), 1968-го годов (Сорбонна на баррикадах), пролога и эпилога, касающихся 1983-го года - времени, когда был снят фильм. На протяжении фильма мы видим, как меняются мелодии, люди, их поведение, мода, угадываем важнейшие политические события, происходившие в то время во Франции, ведь именно эти годы выбраны не случайно. Несмотря на то, что в фильме не произносится ни одного слова, мы можем довольно хорошо определить, что собой представляют эти люди, ведь все образы чрезвычайно выразительны, типажи налицо, причем характерные для своего времени, в некоторых образах угадываются и знаменитые кинозвезды (Симона Синьоре, Анни Жирардо, Джинджер и Фред, Жан Габен, Марлен Дитрих, Чарли Чаплин). Поведение персонажей тоже характерно для того времени, в котором они живут. Мы наблюдаем за ними, создается впечатление, что мы понимаем их, понимаем их проблемы и проникаемся их характерами, несмотря на то, что все они очень разные. Некоторые персонажи симпатичны нам, мы им сочувствуем, некоторые антипатичны и даже отвратительны. Некоторые персонажи сквозные, проходят через весь фильм, некоторые эпизодические. Мы слышим популярные для каждого времени мелодии, оркестр сменяется магнитофоном, а затем и электроникой. В фильме прекрасна и операторская работа (Рикардо Аронович), ведь именно благодаря ей мы видим лица этих людей, их мимику, движения, всё это очень органично снято и преподнесено. И чрезвычайно узнаваема и запоминается мелодия Владимира Косма, звучащая лейтмотивом, хотя немножко обидно, что Скола «изменил» тут своему любимому композитору Армандо Тровайоли . Возможно, именно отсутствие слов в этом фильме определяет его особую притягательность, во всяком случае для меня. И весьма знаково и то, что фильм без слов был в 1984 году номинирован на Оскар как лучший фильм на иностранном языке. Он был награжден множеством премий Серебряный медведь, Сезар, Давид ди Донателло). Но он и без этого является для меня любимым.
|