А вы читали Достоевского? В отзывах на этот фильм я нередко вижу возмущение: мол, Беда-режиссёр/сценарист или лично мерзокавайный очаровашка Тим Рот насмерть убили драму. Господа, у меня встречный вопрос: а вы читали Достоевского? Точнее, конкретно ЭТО произведение, далеко не самое удачное и известное? Сомневаюсь… Боюсь, критики сразу вспоминают «Преступление и наказание», «Братьев Карамазовых», «Идиота» — и начинают говорить о какой-то трагической глубине, которой следует ожидать от героев.
Так вот-с! Нет там её, глубины. Более того, Достоевский в данной вещи намеренно подчёркивает, что все переживания персонажей — следствия довольно кратковременной депрессии, которая, в свою очередь, проистекает из кризиса среднего возраста. Двум мужчинам под сорок вдруг захотелось почувствовать себя чем-то большим, нежели они есть на самом деле. Бабнику захотелось поверить, что у него была в жизни Великая Любовь, «вечному мужу» — что он не просто бесхребетный рогоносец и малость мазохист, а странный и опасный тип. Поэтому они вдвоём некоторое время разыгрывают спектакль для себя и для других, в процессе чего гибнет действительно заслуживающий жалости персонаж (заслуживающий, но не вызывающий, ибо мебель). В финале же КНИГИ оба героя возвращаются к своей привычной жизни: донжуан едет к очередной любовнице (и жалеет, что не попал по пути к ещё одной), а муж опять женится на даме, склонной к изменам. Всё!
Если что-то у меня и вызывает протест в фильме, так это как раз попытка УСИЛИТЬ драму, перенеся трагическое событие ближе к финалу. ИМХО, концовка от Достоевского подходила здесь гораздо лучше! Вообще, в книге «заклятые друзья» продолжали общаться и после несчастья, потому что, в сущности, не так уж они и страдали. Вы можете сказать, что Тим Рот плохо сыграл переживания, а по-моему, он просто показал очевидное (далее все мои мысли вынуждена убрать, ибо спойлер).
И вот из-за некоторой невнятности в данном отношении (в отношении трагедии) авторы и решили сделать акцент на том, чего вовсе у Достоевского нет, а только упоминается — на знакомстве и развитии отношений собственно героя Тима Рота и героини. В горизонтальном, так сказать, направлении… И не буду врать, что мне, якобы, это не нравится! Помимо эротики (шикарной!), здесь, в первой части фильма, присутствует немало уморительно смешных эпизодов. Смотрите и радуйтесь… и не требуйте того, чего не было даже у самого Достоевского!
8 из 10
Оригинал